Анализ литературы по теме исследования позволяет говорить о том, что изучение личностных особенностей психосоматических больных является очень трудной, но важной задачей для оказания психологической помощи и лечения таких пациентов. Многосторонний анализ и монографическое описание личности психосоматических больных является актуальной проблемой психологии и психотерапии, поскольку будет способствовать углублению представлений о механизмах развития невротических и пограничных с ними расстройств с учетом их распространенности и влияния на психическое здоровье общества.
Психосоматические болезни – это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Человек постоянно существует в условиях стресса, т. к. он не изолирован от влияния окружающей среды. Однако, воздействие внешнего фактора может быть настолько сильным, что защитные силы организма не справляются со стрессом, и возникает болезненное состояние. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит как от силы и длительности самого воздействующего фактора, так и от психологического и физического состояния человека. Именно от исходного состояния зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение» ею.
Существует множество теорий возникновения психосоматических заболеваний. Это может быть наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам; определённый тип личности и, следовательно, склонность к определённому заболеванию; внутренний конфликт между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида; психическое и физическое состояние на момент психотравмирующего события; неблагоприятные семейные или другие длительно действующие и непреодолимые психотравмирующие события.
Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.
Для исследования личностных особенностей в этой области мы отобрали три выборки: первая выборка – гипертонические больные, вторая выборка – больные с заболеваниями ЖКТ, третья выборка контрольная группа с нормой здоровья. Использованы следующие психодиагностические методики: модифицированный восьмицветовой тест Люшера и тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ), с помощью которых были выявлены личностные особенности больных с психосоматическими заболеваниями.
Рассматривая
состояние научной разработанности проблемы,
необходимо отметить, что в последнее время отечественными и зарубежными учеными проведен ряд исследований, направленных на решение вопросов, связанных с анализом волнующей нас проблемы.
Рядом авторов был обобщен опыт работы в изучении проблемы психосоматических заболеваний: Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., Кулаков С.А., Курцин И.Т., Малкина-Пых И.Г., Пезешкиан Н., Соколова Е.Т., Николаева В.В., Старшенбаум Г.В., Тополянский В.Д., Струковская М.В.и др.
Тестирование и требования к нему. Классификация тестов
1) Тестирование – метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, ли ...
Общая характеристика ощущений
О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Ощущением называется простейший психический процесс, заключающий ...
Классификация групп
Для успешного руководства группами (воинскими коллективами) необходимо знать и четко различать какие бывают группы и как складываются отношения руководства в группах.
Наиболее общая классификация может быть представлена в таком виде:
· Большие и малые группы.
· Высокоразвитые и слаборазвитые группы.
· Формальные и неформальные групп ...