Заключение

Анализ литературы по теме исследования позволяет говорить о том, что изучение личностных особенностей психосоматических больных является очень трудной, но важной задачей для оказания психологической помощи и лечения таких пациентов. Многосторонний анализ и монографическое описание личности психосоматических больных является актуальной проблемой психологии и психотерапии, поскольку будет способствовать углублению представлений о механизмах развития невротических и пограничных с ними расстройств с учетом их распространенности и влияния на психическое здоровье общества.

Психосоматические болезни – это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Человек постоянно существует в условиях стресса, т. к. он не изолирован от влияния окружающей среды. Однако, воздействие внешнего фактора может быть настолько сильным, что защитные силы организма не справляются со стрессом, и возникает болезненное состояние. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит как от силы и длительности самого воздействующего фактора, так и от психологического и физического состояния человека. Именно от исходного состояния зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение» ею.

Существует множество теорий возникновения психосоматических заболеваний. Это может быть наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам; определённый тип личности и, следовательно, склонность к определённому заболеванию; внутренний конфликт между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида; психическое и физическое состояние на момент психотравмирующего события; неблагоприятные семейные или другие длительно действующие и непреодолимые психотравмирующие события.

Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.

Для исследования личностных особенностей в этой области мы отобрали три выборки: первая выборка – гипертонические больные, вторая выборка – больные с заболеваниями ЖКТ, третья выборка контрольная группа с нормой здоровья. Использованы следующие психодиагностические методики: модифицированный восьмицветовой тест Люшера и тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ), с помощью которых были выявлены личностные особенности больных с психосоматическими заболеваниями.

Рассматривая

состояние научной разработанности проблемы,

необходимо отметить, что в последнее время отечественными и зарубежными учеными проведен ряд исследований, направленных на решение вопросов, связанных с анализом волнующей нас проблемы.

Рядом авторов был обобщен опыт работы в изучении проблемы психосоматических заболеваний: Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., Кулаков С.А., Курцин И.Т., Малкина-Пых И.Г., Пезешкиан Н., Соколова Е.Т., Николаева В.В., Старшенбаум Г.В., Тополянский В.Д., Струковская М.В.и др.


Общая характеристика РДА
Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от ...

Индивидуальные биологические (физиологические, биохимические) факторы. Наследственность.
А сейчас затронем тему о наследственных критериях и потомстве, которое может произвести пьяница или человек, злоупотребляющий алкогольными напитками (так как речь идёт о наследственности, то нас интересует именно эта группа людей). Французский учёный Моррель провёл уникальный эксперимент. Он тщательно проследил за жизнью 4-х поколений б ...

Психологическая диагностика
Психодиагностика – это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность). Применительно к дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по психологиче ...