Заключение

Анализ литературы по теме исследования позволяет говорить о том, что изучение личностных особенностей психосоматических больных является очень трудной, но важной задачей для оказания психологической помощи и лечения таких пациентов. Многосторонний анализ и монографическое описание личности психосоматических больных является актуальной проблемой психологии и психотерапии, поскольку будет способствовать углублению представлений о механизмах развития невротических и пограничных с ними расстройств с учетом их распространенности и влияния на психическое здоровье общества.

Психосоматические болезни – это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Человек постоянно существует в условиях стресса, т. к. он не изолирован от влияния окружающей среды. Однако, воздействие внешнего фактора может быть настолько сильным, что защитные силы организма не справляются со стрессом, и возникает болезненное состояние. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит как от силы и длительности самого воздействующего фактора, так и от психологического и физического состояния человека. Именно от исходного состояния зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение» ею.

Существует множество теорий возникновения психосоматических заболеваний. Это может быть наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам; определённый тип личности и, следовательно, склонность к определённому заболеванию; внутренний конфликт между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида; психическое и физическое состояние на момент психотравмирующего события; неблагоприятные семейные или другие длительно действующие и непреодолимые психотравмирующие события.

Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.

Для исследования личностных особенностей в этой области мы отобрали три выборки: первая выборка – гипертонические больные, вторая выборка – больные с заболеваниями ЖКТ, третья выборка контрольная группа с нормой здоровья. Использованы следующие психодиагностические методики: модифицированный восьмицветовой тест Люшера и тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ), с помощью которых были выявлены личностные особенности больных с психосоматическими заболеваниями.

Рассматривая

состояние научной разработанности проблемы,

необходимо отметить, что в последнее время отечественными и зарубежными учеными проведен ряд исследований, направленных на решение вопросов, связанных с анализом волнующей нас проблемы.

Рядом авторов был обобщен опыт работы в изучении проблемы психосоматических заболеваний: Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., Кулаков С.А., Курцин И.Т., Малкина-Пых И.Г., Пезешкиан Н., Соколова Е.Т., Николаева В.В., Старшенбаум Г.В., Тополянский В.Д., Струковская М.В.и др.


Выводы
Итак, можно сделать такие выводы: · Игра — своеобразное отражение жизни. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности. Наоборот, игра — средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. · В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. · ...

Бихевиористический подход
Сторонники бихевиористическое направления отстаивают мысль о непрерывном влиянии на человека его социального окружения. В рамках этого подхода позитивные связи хронического наркомана с обществом ограничиваются контактами с членами наркоманской группы. В психологической структуре личности наркомана выделяют его не терпимость к боли и эмо ...

Организация и методы исследования. Этапы экспериментальной работы
Исследование включало все основные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 78—85.]. 1) Первичная постановка проблемы: - определение темы, цели и задач; - выбор предмета, объекта и метода исследования; - постановка психологической гипотезы. ...