С целью проверки эффективности коррекционной работы по арттерапии, направленной на снижение тревожности у младшего подростка, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у испытуемого.
Для повторной диагностики нами использовались «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» и «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан».
Результаты повторной диагностики по тесту школьной тревожности Филлипса
Факторы тревожности |
тревожность в % |
уровень тревожности |
Общая тревожность в школе |
49,5 |
средний |
переживание социального стресса |
53,6 |
повышенный |
фрустрация в потребности достижения успеха |
38,5 |
пониженный |
страх самовыражения |
63,3 |
повышенный |
страх ситуации проверки знаний |
45 |
пониженный |
страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
50 |
средний |
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
20 |
низкий |
проблемы и страхи в отношениях с учителями |
48,5 |
пониженный |
Результаты повторной диагностики по шкале личностной тревожности А. М. Прихожан
Виды тревожности |
Баллы |
Уровень тревожности |
Школьная тревожность |
5 |
средний |
Самооценочная тревожность |
6 |
повышенный |
Межличностная тревожность |
7 |
повышенный |
Магическая тревожность |
1 |
низкий |
Общая тревожность |
5 |
средний |
При сравнении результатов, полученных при первичном и вторичном диагностическом исследовании, можно сделать следующие выводы: 1) уровень самооценочной и межличностной тревожности опустился с высокого до повышенного; 2) уровень школьной тревожности, в том числе проблемы и страхи в отношениях с учителями и страх ситуации проверки знаний опустился до среднего; 3) уровень общей тревожности стал средним.
Результаты говорят об эффективности психокоррекционной работы по арттерапии, направленной на коррекцию эмоциональных нарушений.
Рекомендации учителям и родителям по работе с тревожными младшими подростками.
1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
Женские дилеммы руководства
Руководить - значит сдерживать эти склонности в других. (Владимир Голобородько)
Давно известно, что у женщин совсем иные, чем у мужчин, проблемы в деле руководства. Как правило, у них возникают следующие дилеммы:
женщины и власть: мужчины часто пользуются властью в позиции руководителя, а женщины скорее отказываются от нее. Этот отказ ...
Этнопсихологический аспект в педагогике
Целостное описание этнической общности предполагает изучение особенностей ее системы воспитания как института передачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личность выступает членом нескольких сообществ: этноса, государства, мирового сообщества, но исторически всего прочнее - ее этническое окружение. Этно ...
Сознание животных
В смысле противопоставления своего я окружающей среде, свойственно, вероятно, лишь высшим формам. Главным условием сознательной деятельности является присутствие высокоразвитой нервной системы и хорошо развитых органов чувств. У низших многоклеточных животных, у которых нет нервной системы, как у губок, или нервная система является в ви ...