Абрахам Маслоу [Maslow, 1968, 1987] полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояние полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно.
Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
Потребности в порядке их очерёдности:
· Физиологические потребности;
· Потребности бесопасности и защиты;
· Потребности принадлежности и любви;
· Потребности самоуважения;
· Потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
В соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По А.Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие – то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьёзные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Например, общественные и политические активисты в Южной Африке, Балтийских государствах и восточноевропейских странах продолжали свою борьбу, несмотря на усталость, тюремное наказание, физические лишения и угрозу смерти. Голодовка, организованная сотнями китайских студентов на площади Тяньанмынь, - ещё один пример. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Наприер, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и повышение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «всё или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. А.Маслоу сделал предположение. Что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - самоуважение и 10% - самоактуализация [Maslow, 1970]. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удолвлетворяться, человек вернётся на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
История проблемы
Согласно предложенной Дж. Локком метафоре, разум новорожденного чист, как белая бумага, и только с помощью опыта разум приобретает все свое содержание («идеи»). Ч. Дарвин придал современную форму аргументам защитников природы в полемике о роли природы и воспитания в развитии человека, твердо указав место человеческого разума в координат ...
Программа коррекции Я-концепции и личностных
особенностей детей вынужденных переселенцев с целью совладания с
акультурационным стрессом
По результатам проведенного исследования была составлена коррекционная программа, значительной часть которой явился тренинг "Толерантность к другим и к себе", предназначенный для проведения в группе, состоящей из детей вынужденных переселенцев из стран Ближнего Зарубежья. Численность группы – 8 человек. Тренинг включает в себя ...
Застенчивость, как проявление неуверенности в себе.
Страх неудачи, страх перед людьми. Что это, как не отсутствие уверенности в себе? Значит, застенчивость рождается неуверенностью человека в себе. Чем же отличается уверенный в себе человек от неуверенного?
Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет и может точно определить и выразить так, что бы это ни затро ...