Социально – психологический климат в коллективе

Психология » Конфликт как источник профессиональной зрелости коллектива » Социально – психологический климат в коллективе

Профессиональная зрелость коллектива характеризуется еще одним важным фактором — социально-психологическим климатом, сложившимся в конкретном рабочем коллективе.

Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющаяся в степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии. Трудовой коллектив формируется из отдельных работников, наделенных разными психическими свойствами, обладающими различными социальными характеристиками. Иными словами, члены трудового коллектива являются представителями различных темпераментов, половозрастных и этнических групп, обладают различными привычками, взглядами, интересами, которые по существу являются общностью или различием их социальных позиций. Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению. Особенно сильно препятствуют сплочению коллектива отрицательные черты характера: обидчивость, зависть, болезненное самолюбие. Если внутригрупповая интеграция не приводит к межгрупповой разобщенности, группа становится полноправной ячейкой более широкой общности, а через нее и общества в целом. Такая группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости и может называться коллективом.

В случае позитивной направленности рабочая группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески. В случае негативной направленности большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснение отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы как бы отходят на второй план. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне рабочей группы: общественно-политическая деятельность, семья, личные проблемы. Измерить степень сплоченности позволяют, например, методика Сишора[4], показывающая степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое: опрашиваемому предлагается по пятибалльной шкале оценить интенсивность одного из 5 признаков. Измерить степень сплоченности трудового коллектива с точки зрения преобладающих в коллективе ценностей, позволяет другая методика[5]. Членам коллектива предлагается набор из 20 личностных качеств, тесно связанных с деловым общением: постоянство, выдержка, инициативность, общительность, исполнительность, знание своих возможностей, изворотливость, настойчивость, искренность и т.д., из которых они должны выбрать пять качеств, необходимых для продуктивной совместной деятельности. Сопоставление частоты выбора по отдельным признакам с общей суммой выборов позволяет вывести коэффициент ценностно-ориентационного единства группы.

В профессионально зрелых и сплоченных коллективах, где недооценивается значение социально – психологического климата, складываются напряженные отношения между людьми, проявляющиеся в частых конфликтах.


Результаты проведения констатирующего эксперимента
Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков Результаты исследования занесены в таблицу 1 Таблица 1. Волевая регуляция подростка № п/п пол возраст Уровень воли 1 М 16 20 2 М 15 21 3 Ж 15 15 4 Ж 15 12 5 Ж 15 18 6 Ж 15 9 ...

Практические рекомендации для психологов
Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следу ...

Мотивационная теория эмоций
Идея о том, что эмоции являются основными мотивами человеческого поведения, известна, по крайней мере, со времен античности. Сторонники и последователи Эпикура неизменно считали, что люди стремятся к удовольствию и избегают неудовольствия. При этом предстоящее удовольствие выступает и побуждением, и тем, что придает смысл поведению (ест ...