Конфликт и его влияние на социально – психологический климат в коллективе

Психология » Конфликт как источник профессиональной зрелости коллектива » Конфликт и его влияние на социально – психологический климат в коллективе

Конфликты – неотъемлемая составляющая часть функционирования любой организации. Конфликты создают напряжённые отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии и, соответственно, на социально – психологическом климате всего коллектива. И всё же конфликты могут привести к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Роль конфликта может также заключаться в росте самосознания участников конфликта, если последний преследует социально значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определённые ценности, объединяет единомышленников, играет роль для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.

Сплочение коллектива предполагает прежде всего выявление причин конфликтования и проведение соответствующей профилактической работы, которая может вестись по следующим направлениям: улучшение организации и условий труда; обеспечение ритмичности и строгой координации производственного процесса, что вызывает у работников моральную удовлетворенность трудом; подбор личного состава и правильная расстановка кадров с учетом их социально-профессиональных характеристик и психологической совместимости, что снижает вероятность конфликтования; развитие критики и самокритики и т.д.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

В целом под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных действий работников, вызванных расхождениями интересов, взглядов, стремлений. В конфликт могут быть вовлечены как все члены коллектива, так и отдельные производственные подразделения, производственное подразделение и кто-либо из членов коллектива, отдельные члены коллектива (руководитель и подчиненный, рабочий и рабочий). Наиболее часто встречаются конфликты между отдельными членами коллектива, т.е. межличностные конфликты - активное столкновение различных суждений, оценок, позиций, сопровождающееся активным возбуждением людей, искажением представлений друг о друге, развитием отношений неприязни, вражды.

Любой конфликт может выполнять как положительные, так и отрицательные функции. (Таблица 1)

Таблица 1

Функции конфликтов

Позитивные функции

Негативные функции

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

Получение новой информации об оппоненте

Снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

Сплочение коллектива и повышение уровня профессиональной зрелости

Представление о побежденных группах как о врагах

Стимулирование к изменениям и развитию

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия

Снятие синдрома покорности у подчиненных

Уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива

Диагностика возможностей оппонентов

Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Хотя часто говорят, что определённый уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его предупреждения и профилактики. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять.

Модель конфликта как процесса можно представлена на схеме (приложение1). На этой схеме видно, что существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления.


Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Особенностью детей младшего школьного возраста явля ...

Виды и причины клептомании
Существует несколько типов или видов клептомании. В зависимости от причины, её вызывающей. Эта же причина и обуславливает терапию этого расстройства. Итак, клептомания или насильственная кража может быть вследствие: 1. Сексуальной перверсии. В этом случае сам процесс кражи воспринимается наполненным чувством удовлетворения и может увел ...

Психологический портрет наркозависимого человека
Ряд ученых выделяют определенные черты личности человека, который склонен к наркозависимости. Основными чертами потенциального наркомана были определены следующие: · Ранимость, обидчивость. · Низкая способность к принятию, осознанию и выражению своих чувств, безуспешные попытки их контролировать и отказ принять себя таким, как он есть ...