Ценностные ориентации личности: теретико-методологические аспекты понятия, содержания и структуры. Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности
Страница 4

Психология » Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте » Ценностные ориентации личности: теретико-методологические аспекты понятия, содержания и структуры. Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности

Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые “встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей [67,c55].

Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л.[14,c.32], занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.

Якобсон П.М.[68,c.60], выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.

Система ценностей отражает существенные ценности, идеи и идеалы эпохи. Исследователями (Е.Б. Ширяев, 1987г.) установлено, что в 30-50гг на первом месте находились – романтика и трудолюбие. В 70-80-е годы первое место заняли практичность и упорство. Е.В. Васина в 2000г. установила, что в 1988-1990 годы произошли изменения в ценностных ориентациях молодежи в сторону индивидуально человеческого существования, за счет ориентаций, направленных на широкую человеческую общность [56,с.344].

Многими исследователями отмечается тесная взаимосвязь мотивационной сферы личности с ценностными ориентациями. В.А. Ядов разграничивая социально-психологические и общепсихологические подходы к исследованию ценностных ориентаций, отмечает, что в социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптация к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии – изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» [67,c.122]. По выказыванию Б.Ф. Поршнева, основа личности заключается в функции выбора. Выбор допускает преимущество одного мотива над всеми другими. Но для этого должны быть основы, и такими основами является ценность, поскольку ценность – единственная мера сравнения мотивов [46, 344-345].

Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Страницы: 1 2 3 4 


Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей
Зрительное ощущение – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающе ...

Теоретическая часть
В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг. Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимае ...

Межличностное взаимодействие в трудах отечественных и зарубежных психологов
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностн ...