Несмотря на то, что в конце учебного года в группах мальчиков и девочек ориентации изменились, в целом по группе подростков в конце учебного года ценности распределились также как и в начале года, т.е. приоритетными являются « интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье». Ценными для подростков являются также «активная деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение.
«Инструментальные ценности» - «жизнерадостность», «чуткость», «рационализм», «образованность» - преобладают.
Из анализа данных, полученных по вторичному опросу по методике Ш.Шварца (таблицы 7,8, 9,10) вытекает, что на уровне нормативных идеалов (т.е. на уровне убеждений) для данной группы подростков наиболее значимыми являются личные достижения, наименьшей значимостью обладают такие ценности, как традиции, власть, конформность.
На уровне индивидуальных приоритетов (т.е. в конкретных поступках) в наибольшей степени проявляются такие ценности как самостоятельность, доброта, универсализм.
Если сравнить полученные данные с данными исследований, проводимых в 70-80-х годах прошлого века, то можно сказать, что у современных подростков среди «терминальных ценностей» преобладают индивидуалистические ценности межличностных отношений (любовь, хорошие друзья, здоровье). Значимые в прошлом такие ценности как «счастье других», «безопасность, мир», «красота природы» у современных подростков значимости не имеют. Тем не менее, молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на знание, устойчивые личные отношения, настоящую любовь, верную дружбу.
Результаты, полученные с помощью методик М. Рокича и Ш. Шварца согласованы между собой: во всех группах испытуемых верхнюю часть рейтинга занимают ценности «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»).
Адаптация мигрантов к новым социокультурным
условиям, возрастные особенности данного вида адаптации
В условиях перемещения из одной социокультурной среды в другую возникает необходимость адаптироваться к новым условиям жизни, причем успешность такой адаптации зависит от многих факторов. Выделяют несколько видов миграций (29, 57-59): Переселенцы – покидают родину навсегда; визитеры (дипломаты, шпионы, деловые люди и студенты) длительно ...
Рыбак рыбака видит издалека
Коль скоро богатство - это власть, то всякая власть неизбежно, тем или иным способом, приберет к рукам богатство. (Эдмунд Берк)
Кажется, что мужчины имеют прямо-таки "инстинкт власти". Западные психологи открыли, что модели поведения на работе связаны с системами коры головного мозга, напоминающими мозг рептилий. Именно они, ...
Социальные нормы
- это требования, которые обусловлены общественным бытием; они предъявляются обществом (таким как коллектив, класс или группа) к поведению отдельной личности в ее отношениях с классом, коллективом, какой- либо общностью. Они ориентируют в определенной ситуации или социального поведения отдельной личности. Социальные нормы контролируют и ...