Медитация как средство изменения сознания
Страница 1

Медитация как средство изменения сознания » Медитация как средство изменения сознания

В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, «образов мир») часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают, например, исследования Д. Голмена (1977) под такими словами как 2дхиана», «самадхи», «фана», «даат», «турийа» и др., взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние. В Тибете различают два уровня религии: «учение как уловка для достижения цели» и «окончательное учение», на уровне которого доктринальные различия исчезают. Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как «спасение», «избавление от страданий», «просветление», «истинное видение».

Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.

Сознание «обычного» человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования: 1.«чистое сознание» - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания; 2.«загрязненное», «омраченное» сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путем психической само регуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс, «сознание-хранилище», рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны.

«Омраченный» аспект сознания, согласно шастре, формирует «семена» («отпечатки», «следы») всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется в «сознании-хранилище». Исходя из этого можно понять идею кармы, как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения. Одно из главных таких «омрачающих» формирований - комплекс «Я». Согласно буддийской теории индивидуального «Я», ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия.

Одним из основных факторов, «омрачающих» сознание человека, является логическое мышление, основанное на «различении», выделении отличительных признаков, вербализации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. «Омраченное» сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность. «Все дхармы, - говорится в шастре, - изначально лишены всех вербальных признаков, всех форм описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации».

Согласно шастре, для достижения «просветленного» состояния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, «омрачающего» изначально чистое по своей природе сознание. В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. Если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации «я осознаю нечто» остается только предикат «осознается», который сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние «ни осознавания, ни не-осознавания», в котором «нет ни ощущений, ни их отсутствия». Здесь налицо выход за пределы возможностей языка.

Страницы: 1 2 3


Карьерный рост или смена работы?
Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними. (У. Чэннинг) Каждый сотрудник хоть раз в своей профессиональной жизни сталкивался с ситуацией, когда ему уже не интересно заниматься тем, чем он все время занимался. Ему кажется, то он уже "вырос" из своей должности и "созрел" для ...

Этнические экспектации и нормативное поведение
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об "объективной властности этнических норм", т.е. о том, насколько нормы обусловливают социальное поведение "человека этнического", независимо от каких бы то ни было типов "конвенций" или "авторитетно ...

Когнитивная теория эмоций
Если периферическая теория утверждала, что решающим для возникновения определенной эмоции является специфическое состояние организма, то противники этих взглядов искали детерминанты эмоций в интеллектуальной или познавательной сфере. На начальных этапах развития психологии использовались идеи немецкого философа и педагога Гербарта, кото ...