Одаренность как вариант развития ребенка. Диагностика и организация развития одаренных детей
Страница 4

Психология » Детская практическая психология » Одаренность как вариант развития ребенка. Диагностика и организация развития одаренных детей

Построить прогноз развития на таком ненадежном, сиюминутном основании практически невозможно.

Долговременные организационно-педагогические модели

1) «принцип турникета» (Дж. Рензулли, С. Рейс, Л. Смит);

2) «RAPYHT» (М. Карне, А. Шведел и др.);

3) иллинойская модель;

4) «модель последовательной стратегии принятия решения» (К. Хеллер) и др.

Пример: иллинойская модель.

Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет, которые, по замыслу авторов, должны опережать сверстников по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.

Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы для обучения по специальной программе.

Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников – от родителей и от специалистов (психолога). Пока родители заполняют специальные опросники (используются варианты из проектов «Seattle» и «RAPYHT»), психолог тестирует ребенка. (Как правило, информацию о результатах не сообщают родителям).

Отбор. Заключительная стадия, имеет двойную цель: подобрать детей, наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора: превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам; для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

Разовые обследования (экспресс-диагностика)

Оцениваются интеллект, иногда в совокупности с уровнем личностного развития и креативности. Интеллектуальная одарённость определяется тестом Векслера, шкалой Стенфорда-Бине, матрицей Ровенна. Для диагностики специальных способностей можно использовать тест Торренса.

Пример: «резервуарная модель» Дж. Гауэна.

На основе многих оценочных процедур, т. ч. Результатов группового тестирования, рекомендаций воспитателя, очерчивается круг кандидатов. Ребёнок должен либо показать высокие результаты в любых трёх из четырёх возможных видах оценки, либо набрать определённую сумму баллов по шкале Стенфорда-Бине. При окончательной оценке учитывается и мнение отборочной комиссии. На этом основании проводиться отбор.

Построить прогноз развития на таком ненадёжном, сиюминутном основании практически не возможно.

Долговременные организационно-педагогические модели.

«принцип турникета» (Дж. Рензулли, С. Рейс, Л. Смит);

«RAPYHT» (М. Карне, А. Шведел и др.);

иллинойская модель;

«модель последовательной стратегии принятия решения» (К. Хеллер).

Пример: иллинойская модель. Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет, которые, по замыслу авторов, должны опережать сверстников по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор. Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одарённые дети имеют возможность посещать группы для обучения по специальной программе.

Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребёнка поступала из двух независимых источников – от родителей и от специалистов (психолога). Пока родители заполняют специальные опросные листы (используются варианты из проектов «Seattle» и «RAPYHT»), психолог тестирует ребёнка. (Как правило, информацию о результатах не сообщают родителям).

Отбор. Заключительная стадия, имеет двойную цель: подобрать детей, наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоёв и расовых групп. Квалифицированные характеристики, или критерии отбора: превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам; для детей из малообеспеченных семей достаточно превышение стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приёме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включённые в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

Страницы: 1 2 3 4 


Когнитивные процессы и их влияние на формирование стереотипов. Категоризация
В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством стимулов – с объектами окружающего мира; с людьми, которых мы встречаем; с тем, что мы слышим или говорим, – и практически невозможно, чтобы мы отследили их все. То есть когда наше сознание создает ментальные образы всех людей, мест, событий, ситуаций и действий, с которыми мы стал ...

Место психологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности
История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах ее взаимодействия с другими дисциплинами, в процессах ее дифференциации — выделении и становлении как самостоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений. Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами — не исключение из прав ...

Виды психологических игр
Психологические игры являются одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных форм структурирования времени: деятельность -ритуал -игра -времяпрепровождение -отдых -искренние отношения. [11, с.95]. Общую схему психологического содержания игры можно пред ...