Одаренность как вариант развития ребенка. Диагностика и организация развития одаренных детей
Страница 4

Психология » Детская практическая психология » Одаренность как вариант развития ребенка. Диагностика и организация развития одаренных детей

Построить прогноз развития на таком ненадежном, сиюминутном основании практически невозможно.

Долговременные организационно-педагогические модели

1) «принцип турникета» (Дж. Рензулли, С. Рейс, Л. Смит);

2) «RAPYHT» (М. Карне, А. Шведел и др.);

3) иллинойская модель;

4) «модель последовательной стратегии принятия решения» (К. Хеллер) и др.

Пример: иллинойская модель.

Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет, которые, по замыслу авторов, должны опережать сверстников по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.

Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы для обучения по специальной программе.

Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников – от родителей и от специалистов (психолога). Пока родители заполняют специальные опросники (используются варианты из проектов «Seattle» и «RAPYHT»), психолог тестирует ребенка. (Как правило, информацию о результатах не сообщают родителям).

Отбор. Заключительная стадия, имеет двойную цель: подобрать детей, наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора: превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам; для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

Разовые обследования (экспресс-диагностика)

Оцениваются интеллект, иногда в совокупности с уровнем личностного развития и креативности. Интеллектуальная одарённость определяется тестом Векслера, шкалой Стенфорда-Бине, матрицей Ровенна. Для диагностики специальных способностей можно использовать тест Торренса.

Пример: «резервуарная модель» Дж. Гауэна.

На основе многих оценочных процедур, т. ч. Результатов группового тестирования, рекомендаций воспитателя, очерчивается круг кандидатов. Ребёнок должен либо показать высокие результаты в любых трёх из четырёх возможных видах оценки, либо набрать определённую сумму баллов по шкале Стенфорда-Бине. При окончательной оценке учитывается и мнение отборочной комиссии. На этом основании проводиться отбор.

Построить прогноз развития на таком ненадёжном, сиюминутном основании практически не возможно.

Долговременные организационно-педагогические модели.

«принцип турникета» (Дж. Рензулли, С. Рейс, Л. Смит);

«RAPYHT» (М. Карне, А. Шведел и др.);

иллинойская модель;

«модель последовательной стратегии принятия решения» (К. Хеллер).

Пример: иллинойская модель. Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет, которые, по замыслу авторов, должны опережать сверстников по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор. Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одарённые дети имеют возможность посещать группы для обучения по специальной программе.

Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребёнка поступала из двух независимых источников – от родителей и от специалистов (психолога). Пока родители заполняют специальные опросные листы (используются варианты из проектов «Seattle» и «RAPYHT»), психолог тестирует ребёнка. (Как правило, информацию о результатах не сообщают родителям).

Отбор. Заключительная стадия, имеет двойную цель: подобрать детей, наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоёв и расовых групп. Квалифицированные характеристики, или критерии отбора: превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам; для детей из малообеспеченных семей достаточно превышение стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приёме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включённые в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

Страницы: 1 2 3 4 


Сравнительный анализ субъективного ощущения одиночества юношеского и подросткового возраста. Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Для сравнительного анализа субъективного ощущения одиночества юношеского и подросткового возраста сформировали 2 группы. 1 группа респондентов это студенты психологического факультета Альметьевского филиала института экономики, правления и права в составе 18 человек, из них 1 юноша и 17 девушек. 2 группа - ученики 8 класса, в составе ...

Некоторые советы по улучшению эффективности руководства
Руководить - значит уметь менять стиль. 1. Краткость - сестра таланта. Говорите просто и лаконично, что Вы ожидаете от сотрудника. Часто мы допускаем ошибку, сравнивая начальника с мужчиной. Они нередко дают указания в повелительном тоне да еще при этом могут ударить кулаком по столу. Женщина-начальник ограничивается повышением голоса. ...

Развитие познавательных процессов в младенческом возрасте
Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет.Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная пред ...