Одаренность как вариант развития ребенка. Диагностика и организация развития одаренных детей
Страница 4

Психология » Детская практическая психология » Одаренность как вариант развития ребенка. Диагностика и организация развития одаренных детей

Построить прогноз развития на таком ненадежном, сиюминутном основании практически невозможно.

Долговременные организационно-педагогические модели

1) «принцип турникета» (Дж. Рензулли, С. Рейс, Л. Смит);

2) «RAPYHT» (М. Карне, А. Шведел и др.);

3) иллинойская модель;

4) «модель последовательной стратегии принятия решения» (К. Хеллер) и др.

Пример: иллинойская модель.

Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет, которые, по замыслу авторов, должны опережать сверстников по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.

Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы для обучения по специальной программе.

Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников – от родителей и от специалистов (психолога). Пока родители заполняют специальные опросники (используются варианты из проектов «Seattle» и «RAPYHT»), психолог тестирует ребенка. (Как правило, информацию о результатах не сообщают родителям).

Отбор. Заключительная стадия, имеет двойную цель: подобрать детей, наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора: превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам; для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

Разовые обследования (экспресс-диагностика)

Оцениваются интеллект, иногда в совокупности с уровнем личностного развития и креативности. Интеллектуальная одарённость определяется тестом Векслера, шкалой Стенфорда-Бине, матрицей Ровенна. Для диагностики специальных способностей можно использовать тест Торренса.

Пример: «резервуарная модель» Дж. Гауэна.

На основе многих оценочных процедур, т. ч. Результатов группового тестирования, рекомендаций воспитателя, очерчивается круг кандидатов. Ребёнок должен либо показать высокие результаты в любых трёх из четырёх возможных видах оценки, либо набрать определённую сумму баллов по шкале Стенфорда-Бине. При окончательной оценке учитывается и мнение отборочной комиссии. На этом основании проводиться отбор.

Построить прогноз развития на таком ненадёжном, сиюминутном основании практически не возможно.

Долговременные организационно-педагогические модели.

«принцип турникета» (Дж. Рензулли, С. Рейс, Л. Смит);

«RAPYHT» (М. Карне, А. Шведел и др.);

иллинойская модель;

«модель последовательной стратегии принятия решения» (К. Хеллер).

Пример: иллинойская модель. Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет, которые, по замыслу авторов, должны опережать сверстников по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор. Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одарённые дети имеют возможность посещать группы для обучения по специальной программе.

Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребёнка поступала из двух независимых источников – от родителей и от специалистов (психолога). Пока родители заполняют специальные опросные листы (используются варианты из проектов «Seattle» и «RAPYHT»), психолог тестирует ребёнка. (Как правило, информацию о результатах не сообщают родителям).

Отбор. Заключительная стадия, имеет двойную цель: подобрать детей, наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоёв и расовых групп. Квалифицированные характеристики, или критерии отбора: превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам; для детей из малообеспеченных семей достаточно превышение стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приёме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включённые в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

Страницы: 1 2 3 4 


Аддиктивное поведение как вид отклоняющегося поведения личности
Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести - от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости. Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости В настоящее время наблюдается повышенный интерес исследователей различных научных напр ...

Результаты формирующего эксперимента
Направленная на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми программа тренингов, началась со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Некоторые поначалу вообще отказывались от игры. Общее впечатлени ...

Методы изучения воображения
Воображение ребенка оценивается по степени развитости у I него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания: 1. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) ...