Одаренность как вариант развития ребенка. Диагностика и организация развития одаренных детей
Страница 3

Психология » Детская практическая психология » Одаренность как вариант развития ребенка. Диагностика и организация развития одаренных детей

Психосоциальная чувствительность

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей. Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих. Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей. Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

Организация. Существует два подхода к организации воспитания и обучения одарённых детей:

Создание отдельных групп одарённых детей;

Не выделять их из обычных групп детей с нормальным уровнем развития.

Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

Федеральная программа «Дети России» принятой 18.08.1994 и подпрограмма «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года);

рабочая концепция одаренности 2003г.;

программа развития муниципальной системы образования на 2005-2008 год;

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством Л. А. Венгера. Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г). Цель программы «Одаренный ребенок»- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся (воспитанников) при минимальном участии учителя (воспитателя);

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными детьми:

творческие мастерские;

групповые занятия с сильными учащимися (воспитанниками);

факультативы;

кружки по интересам;

занятия исследовательской деятельностью;

НОУ «САМИ»;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

5. Диагностика одарённости

Варианты диагностики:

А) разовые обследования (экспресс-диагностика);

Б) долговременные организационно-педагогические модели.

Экспресс-диагностика

Оцениваются интеллект, иногда в совокупности с уровнем личностного развития и креативности. Интеллектуальная одаренность определяется тестом Векслера, шкалой Стенфорда-Бине, матрицей Ровенна. Для диагностики специальных способностей можно использовать тест Торренса.

Пример: «резервуарная модель» Дж. Гауэна. На основе многих оценочных процедур, в т.ч. результатов группового тестирования, рекомендаций воспитателя, очерчивается круг кандидатов. Ребенок должен либо показать высокие результаты в любых трех из четырех возможных видах оценки, либо набрать определенную сумму баллов по шкале Стенфорд-Бине. При окончательной оценке учитывается и мнение отборочной комиссии. На этом основании проводится отбор.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги. Понятие эмоций в психологических исследованиях
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Довольно странно, что такая актуальная тема больше века оставалась в тени развития. Исследователи человеческой природы еще до появления научных данных, понимали важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Однако психология игнорировала эмоции фа ...

Застенчивость, как проявление неуверенности в себе.
Страх неудачи, страх перед людьми. Что это, как не отсутствие уверенности в себе? Значит, застенчивость рождается неуверенностью человека в себе. Чем же отличается уверенный в себе человек от неуверенного? Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет и может точно определить и выразить так, что бы это ни затро ...

Психологические основы проституции и ее мотивы
Явление проституции, как известно, появилось очень давно. Недаром профессию проститутки называют «древнейшей». После перестройки в нашей стране это явление достигло невиданных размахов. Этому в немалой мере поспособствовало бесконтрольное распространение, в том числе с помощью телевидения и кино, эротики и порнографии. Прогресс в искусс ...