Методика проведения индивидуальной консультативной работы с детьми и их родителями
Страница 2

5. Развитие в раннем возрасте. Развитие моторики, когда ребенок начал: сидеть, стоять, ходить. Общий эмоциональный фон развития. Сроки появления первых слов, фраз. Активность речи. Отношение: к близким, к не знакомым взрослым. Овладение предметными действиями. Воспитывают ли родители самостоятельность у ребенка или делают все за него. Трудности в поведении ребенка в три года. Любимые занятия и игры. Характер совместной деятельности: игры, чтения, рисование, слушание сказки. Что делаете вместе.

6. Дошкольный возраст. (Любимые занятия ребенка. Какие игры, с кем любит играть (какой уровень развития игры). Любит ли ребенок рисовать. С какого возраста, что рисует. Любит ли слушать сказки. Любит ли смотреть телепередачи, какие. Умеет ли ребенок читать. Когда и как, по чьей инициативе учился. Совместная деятельность со взрослыми. Как развит физически. Какая рука является ведущей. Имеются ли домашние обязанности. Совместная деятельность со взрослыми. Взаимоотношения со сверстниками. Особенности характера ребенка (впечатлительность, неадекватное отношение к неудаче – группа риска по невротическим заболеваниям). Кружки, секции (обсудить, не перегружен ли ребенок). Проявляет ли ребенок инициативу, в чем состоит воспитательная позиция родителей по этому поводу.

7. Младший школьный возраст Поступление в лет. Тип школы. Особенности адаптации. Смена класса, школы. Успеваемость. Выполнение домашнего задания (кто помогает). Отношения с одноклассниками. Отношения с учителями. Общественная жизнь школы. Увлечения, секции. Степень самостоятельности. Домашние обязанности. Наиболее типичные конфликты.

II. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.).

Для получения этой информации дополнительно к выше приведенным методикам целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера – Юстицкого, методику Рене Жиля, «Два дома», пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

III. Особенности поведения и деятельности ребенка в различных ситуациях.

Для изучения особенностей поведения и деятельности ребенка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

Методические средства и приемы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребенка и др. Главное – это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребенка.

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребенка, в ходе обследования ребенка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности и др.).

Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия психолога в процессе проведения бесед во время первых встреч:

1) умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребенка;

2) обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента в ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;

3) формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка;

4) предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе ее реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.

Страницы: 1 2 3


Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста
К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов. Инте ...

Каких рисков стоит избегать?
О сильных мира сего лучше молчать: говорить о них хорошо… значит льстить им; говорить о них дурно - опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы. (Жан де Лабрюйер) Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Но всякий ли риск оправдан? Остерегайтесь следующих видов риска: 1. Ориентации на отношения приводит к потере времени. Эксперим ...

Место психологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности
История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах ее взаимодействия с другими дисциплинами, в процессах ее дифференциации — выделении и становлении как самостоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений. Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами — не исключение из прав ...