Определение страха и его разграничение
Страница 4

Психология » Психологическая характеристика детских страхов » Определение страха и его разграничение

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.

Состояние беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звуки, что создает видимость занятости, ощущение нужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества.

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типичны: медлительность, скованность и «топтание на одном месте». Речь невыразительна, мышление инертно, настроение временами мрачное и подавленное.

При состоянии хронического беспокойства и боязни человек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Излишне устает, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Сон беспокойный, часто бывают сноговорения, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения. Общение избирательно, затруднительны контакты с незнакомыми людьми.

Хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшается его самочувствие и осложняются отношения с окружающими людьми.

При длительном действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции.

В ответ на чувство страха Человек еще в детстве осваивает стратегии, называемые механизмами защиты.

Согласно теоретикам психоанализа – это обходной путь для того, чтобы снизить тревогу. К 5-6 годам дети выучиваются пользоваться защитными механизмами, чтобы скрывать или маскировать свои чувства, и продолжают поступать, так став взрослыми людьми.

Вот перечень самых распространенных защитных механизмов, усваиваемых детьми.

Уход. Наиболее распространенный у маленьких детей механизм. Уход – это самая прямая из всех возможных защита. Если ситуация кажется слишком трудной, человек просто уходит от нее, физически или мысленно.

Идентификация представляет собой процесс инкорпорирования ценностей, установок и взглядов других людей. дети перенимают установки таких могущественных в их глазах людей, как их родители, чтобы стать более похожими на них, то есть более привлекательными, сильными и признанными. это помогает ослабить тревогу, испытываемую детьми из-за свей относительной беспомощности.

Проекция - это защитный механизм, при использовании которого человек приписывает свои собственные непозволительные действия или мысли кому-то другому и тем самым искажает действительность.

Смещение. Подмена реального источника страха менее опасной фигурой или объектом.

Отрицание. Отказ признать, что тревожащая ситуация действительно существует или что вызывающее тревогу событие произошло на самом деле. Например, при смерти близкого человек может делать вид, что умерший все еще жив и живет вместе с ним.

Вытеснение. Как крайняя форма отрицания, представляет собой бессознательный акт пугающего события или обстоятельства в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ.

Регрессия – это совладение с тревожащей ситуацией путем возвращения к более ранним, не соответствующим возрасту формам поведения.

Реактивное поведение. Защитный механизм, с помощью которого человек бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа.

Такие механизмы защиты, конечно, помогают нервной системе справиться с возникшим эмоциональным напряжением, но они не дают решение проблемы. Так как человек не воспринимает свой страх, то он не может с ним справиться.

Так как же можно сознательно бороться со своими страхами?

Для решения этого вопроса разработано не мало методик, вот некоторые способы побороть в себе страх, предлагаемые доктором Зейном.

Переключайте отрицательные мысли на положительные. В состоянии фобии у человека появляются неприятные мысли и страшные картины в воображении, которые в свою очередь запускают физические симптомы. Вы должны допустить, чтобы вам стало страшно, но попытайтесь перейти от отрицательных мыслей, типа: "Эта собака меня укусит" на что-нибудь реально положительное, типа: "Эта собака крепко привязана и не может сорваться".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование переживания фрустрации в юношеском возрасте. Ход исследования, его методические основы
Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Гипотеза: юношеская эмоциональность является фактором, влияющим на особенности переживания фрустрации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать, нами были использованы «Методика диагностики самоо ...

Определение, виды и функции внимания и деятельности
Интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлеченность и, наконец, переключение внимания. А) Сосредоточенность (или концентрация) внимания — это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно направлено. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрирование). Физиологиче ...

Принцип короткого поводка
Недооцениваешь себя - застреваешь на месте, переоцениваешь - спихнут с места. (Веселин Георгиев) Чтобы занимать руководящие должности, важно обладать четкой самодисциплиной, а значит, и ответственностью в исполнении собственных решений. Этому способствует уверенность в себе и сознание того, что принимаешь верные решения и если раз осту ...