Страхи, характерные для дошкольного возраста
Страница 4

Психология » Психологическая характеристика детских страхов » Страхи, характерные для дошкольного возраста

машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

бури, урагана, землетрясения, наводнения (страхи стихии);

когда очень высока (страх высоты);

когда очень глубока (страх глубины);

в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);

воды;

огня;

пожара;

войны;

больших улиц, площадей;

врачей (кроме зубных);

крови (когда идет кровь);

уколов;

боли (когда больно);

неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)".

Есть еще два страха – сделать что-либо не так, неправильно (плохо у дошкольников) и не успеть – можно определить дополнительно. Вместе со страхом опоздать подобная триада страхов указывает на наличие социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8 – 9 лет и при отсутствии навязчивых опасений и сомнений на данный счет.

Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту вашего ребенка контрольной группе на число опрошенных детей и подростков.

Среднее количество страхов

Возраст (лет) Мальчики Девочки

3 9 7

4 7 9

5 8 11

6 9 11

7 (дошкольник) 9 12

7 (школьник) 6 9

8 6 9

9 7 10

10 7 10

11 8 11

12 7 8

13 8 9

14 6 9

15 6 7

Из таблицы видно, что существенно увеличивается количество страхов в старшем дошкольном возрасте. По сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Как же помочь ребенку в преодолении страхов? Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого внимательно присмотреться к ребенку, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «Тотального неуспеха». Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.

Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность. Помочь ребенку справиться со страхами – это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок – освобожденный от страха, а значит, приготовленный для обретения нового жизненного опыта, открытый для радости, для счастья.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологическая характеристика подго­товительного этапа педагогической деятельности
На подготовительном этапе педагогической деятельности педагогу приходится, в первую очередь, формулировать для себя и для обучаемых педагогические цели и задачи. Они представляют собой иерархию как общих целей школы, системы образования, общества, так и частные, связанные с ос­воением учебных предметов. Однако любой постановке цели долж ...

Характеристика личности человека в норме и при криминальных отклонениях
Поговорим о понятиях нормотипа личности и нормы. Путем регулирования отношений и поведения людей в обществе достигается упорядоченность и организованность жизнедеятельности его членов. Этого всего можно достичь если: 1) Социальные нормы будут разнообразными 2) При условии сохранения ряда элементов общественного сознания, которые не и ...

Формы и методы формирования морально-волевых качеств подростка при занятиях физкультурой и спортом
Морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных трудностей и препятствий. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен п ...