Введение
Страница 1

Профессиональная деятельность – неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.

На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем "испытательным сроком", который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде. А также является фундаментом для его будущей профессиональной карьеры, который во многом будет определять ее успешность.

Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.

Психологи отмечают, что становление человека как профессионала непосредственно связано с его развитием как личности. С одной стороны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей — активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации.

С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например на формирование самооценки, самоотношения и т. д. Профессиональное становление предполагает появление у личности специалиста новых качеств и свойств, либо развитие имевшихся задатков.

Не меньшее влияние на успешность профессиональной адаптации специалиста оказывают организационные факторы. В связи с этим руководитель предприятия должен стремиться организовать условия профессионального развития таким образом, чтобы молодой специалист успешно адаптировался в организации и закрепился в ней на долгое время. В то же время специалист должен осознавать, что влияние организационных факторов опосредуется личностными особенностями самого работника и в связи с этим учитывать особенности организации, в которую он устраивается на работу и предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в процессе адаптации к новым условиям предприятия.

Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и др.

Цель: исследовать виляние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии.

Задачи:

1. Провести анализ психологических исследований по проблеме профессионального становления личности.

2. Разработать психодиагностический комплекс, позволяющий выявить влияние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста.

3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи успешности адаптации к профессиональной деятельности и организационно-психологических условий.

4. Разработать психологические рекомендации по повышению эффективности управления процессом профессиональной адаптации молодых специалистов.

Объект исследования: процесс адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: влияние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии.

Страницы: 1 2


Страдаете синдромом «выгорания»?
«Выгорание» — бич современного общества. Этот синдром сражает людей всех профессий и всех видов деятельности, особенно тех, кто очень много работает, часто общается с окружающими по профессиональным вопросам, ожидает слишком многого от самого себя. Этот недуг особенно распространен среди тех кто имеет склонность ставить перед собой цели ...

Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок. Сказка как средство развития восприятия детьми дошкольного возраста
В дошкольном возрасте деятельностью становятся восприятие сказки. Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности, часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Н ...

Коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка
Анализ и обработка результатов. Рекомендации учителям и родителям по работе с тревожными младшими подростками. В социально-реабилитационном центре активно используется арттерапия. Дети с удовольствием посещают кружок бисероплетения, а также лепят фигурки из теста, поют, рисуют. С целью снижения тревожности, выявленной в результате пси ...