Цель: исследовать виляние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии.
Задачи:
1. Провести анализ психологических исследований по проблеме профессионального становления личности.
2. Разработать психодиагностический комплекс, позволяющий выявить влияние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи успешности адаптации к профессиональной деятельности и организационно-психологических условий.
4. Разработать психологические рекомендации по повышению эффективности управления процессом профессиональной адаптации молодых специалистов.
Объект исследования: процесс адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. Предмет исследования: влияние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии. Гипотеза: факторами, определяющими успешность адаптации молодого специалиста на предприятии, являются: 1) организационные условия, прежде всего наличие потенциальной возможности карьерного роста; 2) личностные особенности самого молодого специалиста. Выборка: в качестве эмпирической базы исследования выступили молодые специалисты одного из промышленных предприятий г. Калуги в возрасте от 18 до 30 лет, общий объем выборки составил 37 человек. Предприятие, на котором проводилось исследование, относится к машиностроительной отрасли и занимается производством комплектующих изделий для автомобилей. Предприятие основано в 1990 году. Это крупное промышленное предприятие с общей численностью сотрудников около 1000 человек. За 17 лет своего существования организация прочно закрепилась на автомобильном рынке и сейчас успешно сотрудничает с крупнейшими российскими заводами по производству автомобилей. Благодаря широкому ассортименту выпускаемой продукции, ее высокому качеству и конкурентоспособным ценам предприятию удается удерживать достойное место на рынке автомобилестроения. Вместе с тем в настоящее время отрасль в целом переживает состояние кризиса, который связан с усилением конкуренции со стороны автомобильных предприятий других стран на российском рынке. Это создает определенные проблемы в построении стратегии развития предприятия, а также в сфере управления человеческими ресурсами. Это, прежде всего, касается принципов подбора персонала, обучения, работы с кадровым резервом и т. д. Подобные внешние условия функционирования предприятия также могут служить причиной низкого уровня адаптации его сотрудников. Исследование процесса адаптации молодых специалистов на предприятии проводилось на двух группах: специалистах с высшим образованием и сотрудниках, работающих по рабочим специальностям.
Таблица 2.1. Социально-демографические характеристики выборки
Категория |
Пол |
Стаж работы на предприятии | ||||
Жен |
Муж |
Менее 0,5 года |
От 0,5 до 1 года |
От 1 до 3 лет |
Свыше 3 лет | |
Специалисты |
9 |
11 |
4 |
6 |
6 |
4 |
Рабочие |
0 |
17 |
5 |
6 |
4 |
2 |
Итого |
9 |
28 |
9 |
12 |
10 |
6 |
Психологические основы социальной реабилитации
Выше отмечалось, что очень часто алкоголизм и прочие аддиктивные проблемы становятся семейной традицией. Более пятидесяти процентов сегодняшних алкоголиков являются детьми алкоголиков, кроме того, у миллионов людей имеются иные серьёзные проблемы. Очень важно уберечь детей от мучительных лет молчания, стыда, страданий. Социальные работн ...
Выводы
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного ...
Этнические ценности
В современной социально-психологической науке под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый в фило- и онтогенезе.
Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совместной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внутри группы, этноса) и ...