Методы исследования
Страница 3

Ответы на вопросы блока № 3 позволяют судить об удовлетворении доминирующих потребностей, как базовых, так и потребностей более высоких уровней.

Ответы на вопросы открытого типа обрабатывались методом контент-анализа.

А. В. Филиппов [52] выделяет следующие виды поведенческо-деятельностной адаптации: профессиональная, социально-организационная, социально-психологическая.

В соответствии с данными видами нами были выделены критерии, позволяющие судить об уровне адаптации молодого специалиста:

1. Соответствие знаний и потенциала работника уровню сложности выполняемых задач.

2. Удовлетворенность содержанием выполняемой работы.

3. Включенность в неформальные межличностные отношения.

4. Планирование связать свое будущее с организацией.

5. Предложения по усовершенствованию способа выполнения своих профессиональных обязанностей.

6. Эмоциональная удовлетворенность тем, что сотрудник работает в данной организации.

7. Удовлетворенность выбранной специальностью.

2. Методика "Карта оценки удовлетворенности работой" (автор В. Смирнова) [48].

Организация, принимающая на работу молодого специалиста, должна понимать, что те условия, которые она создает для своих сотрудников, являются факторами успешности их адаптации на предприятии. Если организация сумеет создать условия работы, позволяющие сотруднику удовлетворять его потребности в полной мере, у него не появится желания покинуть свое место работы, сотрудник достигнет высокого уровня адаптации в наименьшие сроки и будет эффективно работать с максимальной отдачей для организации.

Методика позволяет оценить степень удовлетворенности сотрудников тринадцатью аспектами профессиональной деятельности в данной организации: 1. организация и условия труда, 2. содержание труда (выполняемая работа), 3. степень вашего участия в принятии решений, 4. заработная плата, 5. распределение премий, 6. отношения в коллективе, 7. отношения с руководителем, 8. стиль и методы работы руководителя, 9. возможность влиять на дела коллектива, 10. отношение администрации к нуждам сотрудников, 11. перспективы роста, 12. перспективы повышения квалификации, 13. объективность оценки вашей работы руководителем.

По результатам опроса исследователь получает определенное значение в баллах, которое позволяет судить об уровне удовлетворенности сотрудников перечисленными аспектами работы на предприятии. При этом самый высокий балл, который может дать испытуемый по каждому из представленных аспектов – 5, самый низкий – 1.

3. Методика "Тест смысложизненных ориентаций" (СЖО) (адаптация Д.А. Леонтьева).

Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Потребность в смысле жизни раскрывается в осознании своей жизни не как серии случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Особую важность проблема поиска смысла жизни приобретает в юношеском возрасте в связи с актуализацией проблемы личностного и профессионального самоопределения, в результате самоопределения жизнь молодого человека становится более или менее осмысленной, уровень осмысленности жизни в дальнейшем будет оказывать влияние на успешность адаптации молодого человека, в том числе и к новому для него виду деятельности, деятельности профессиональной.

Тест СЖО является адаптированной версией теста "Цель в жизни" Дж. Крамбо и Л.Махолика. Тест СЖО позволяет непосредственно определить количественную меру осмысленности жизни. Методика представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых на своих полюсах имеет два противоположных утверждения, между которыми расположена шкала предпочтения с семью симметричными градациями.

Осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой, поэтому наряду с общим показателем осмысленности жизни (ОЖ), методика включает также пять субшкал, которые разбиваются на две группы. В первую входят субшкалы, отражающие собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым), человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). Две оставшиеся субшкалы характеризуют внутренний локус контроля, с которым осмысленность жизни тесно связана, причем одна из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а вторая отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль

4. Методика "Интерпретация притчи" (Романенко В.А., 2007).

Методика является проективной и направлена на выявление локуса контроля испытуемых. За основу интерпретации методики взята теория Дж. Роттера и выделенная им шкала интернальности — экстернальности. Об интернальном локусе контроля речь идет тогда, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. Об экстернальном локусе контроля речь идет, если человек склонен приписывать ответственность за все внешним факторам: другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде [41].

Страницы: 1 2 3 4


Введение в тему
Основные задачи этапа: совершенствование у ребенка способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям; помощь в развитии ролевых способностей; помощь в развитии воли и коммуникативных навыков; формирование качеств отношения психологической защиты по отношению к негативным ситуациям. ...

Психологическая профилактика
1) Психологическая профилактика – это целенаправленная, систематическая работа психолога, воспитателей и родителей по: а) предупреждению возможных психолого-социальных проблем у детей; б) выявлению детей группы риска (по разным основаниям); в) созданию благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллект ...

Значение страха
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к бо ...