Заключение

Данная работа посвящалась проблеме виляния организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии.

На основе анализа психологических концепций адаптации личности (теория Ж. Пиаже, А. Бандуры, Л. Филипса, Г. Гартманна, А. Маслоу, К. Роджерса, А. А. Реана, А. А. Налчаджяна и др.), проведенного эмпирического исследования психологической адаптации молодого специалиста, можно заключить, что адаптация к профессиональной деятельности определяется множеством факторов.

Особенность адаптации молодого сотрудника к предприятию заключается в ее двойственности, во-первых, молодому человеку необходимо приспособиться к условиям, существующим в конкретной организации, а во-вторых, для него это также и адаптация к новому виду деятельности, деятельности профессиональной. Успешность первого опыта трудовой деятельности во многом определяет то, как будет складываться профессиональное становление молодого сотрудника в дальнейшем и является условием успешной профессиональной карьеры.

Исследователи выделяют следующие виды адаптации работников: профессиональная, социально-организационная, социально-психологическая, физиологическая. Последний вид адаптации мы не рассматривали в нашем исследовании. На основе существующих видов адаптации к профессиональной деятельности нами были разработаны критерии адаптации, позволившие выделить три группы сотрудников в зависимости от уровня их адаптации на предприятии: соответствие знаний и потенциала работника уровню сложности выполняемых задач, удовлетворенность содержанием выполняемой работы, включенность в неформальные межличностные отношения, планирование связать свое будущее с организацией, предложения по усовершенствованию способа выполнения своих профессиональных обязанностей, эмоциональная удовлетворенность тем, что сотрудник работает в данной организации, удовлетворенность выбранной специальностью.

В результате проведенного исследования было выявлено, что на успешность адаптации к профессиональной деятельности сотрудников влияют организационные условия, а так же личностные особенности самих молодых специалистов.

Было установлено, что наиболее важным организационным фактором, определяющим успешность адаптации молодого специалиста, является его удовлетворенность перспективами карьерного роста на предприятии. Чем больше сотрудник удовлетворен указанными перспективами, тем лучше он адаптирован на предприятии. Это согласуется с концепцией Б. Ливехуда, согласно которой в период ранней взрослости человек стремиться к постоянному развитию и накоплению профессионального опыта, самое худшее, что может случиться с человеком на этой фазе его жизни, по мнению автора, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое. С другой стороны, индивидуально-психологические особенности также влияют на успешность адаптации. Чем в большей степени люди убеждены, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, тем более высоким уровнем адаптации они характеризуются. Уровень осмысленности жизни сотрудника также влияет на успешность его адаптации. Чем выше уровень осмысленности жизни, тем лучше сотрудник адаптируется на предприятии.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основании его результатов возможна оптимизация системы адаптации персонала, повышение уровня адаптации сотрудников к профессиональной деятельности. Не всегда объективно удовлетворительные условия труда могу являться таковыми и для сотрудников, поэтому не в меньшей степени важна именно субъективная удовлетворенность сотрудника условиями, созданными в организации, а это означает, что требуется индивидуальный подход в разработке личностного плана развития работника на предприятии, в разработке траектории его профессионального развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении психологических проблем адаптации молодого специалиста в социально-экономических условиях развития предприятия.

Возможны дальнейшие направления исследования: поскольку данное исследование проводилось в условиях одной организации, а именно на промышленном предприятии, в дальнейшем возможна разработка системы адаптации персонала в зависимости от сферы деятельности организации (сферы услуг, торговли), соответственно с учетом организационных особенностей предприятий данных сфер.


Проблемы исследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоции и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...

Основные типы конфликтов.
Внутриличностный конфликт. Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Межличностный конфликт. Анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины ...

Полезные советы
Женщинам карьера дается труднее, ведь у них нет жены, которая бы толкала их вперед. (Янина Ипохорская) Дорогие женщины, конечно, не нужно отказываться от ориентации на отношения, однако для успеха на работе нужно нацеливаться и на ответственность за дело. Попытайтесь мыслью и чувством настроиться на то, чтобы брать на себя ответственно ...