Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста
Страница 2

Психология » Выявление роли сказки в формировании личностных черт » Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста

Мышление дошкольника, так же как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Так, например, ребенку среднего дошкольного возраста во время прогулки около реки можно задать следующие вопросы:

- Боря, почему плавают в воде листочки?

- Потому что они маленькие и легкие.

- А почему плывет пароход?

- Потому что большой и тяжелый[2].

Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями.

Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. Все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению.

В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. К примеру, на вопрос: «Ты помнишь, какая бывает собака?» - дети среднего дошкольного возраста описывают конкретный случай: «У нас была очень умная и пушистая собака». Ответы детей старшего дошкольного возраста носят обобщенный характер: «Собаки - друзья человека. Они сторожат дом, спасают людей при пожаре».

Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как «но тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа. «Что такое Бардадым?» - спрашивают у четырехлетнего Вали. Он сейчас же отвечает без всяких раздумий: «Страшный, большой, вот такой». И показывает рукой в потолок. Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

Дошкольный возраст - начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.

Страницы: 1 2 


Результаты исследования
На первом этапе исследования изучалась Я-концепция детей мигрантов и детей коренных калужан. Результаты обработки данных по методике "20-ти высказываний" М. Куна, представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (Приложение 1). По каждому изучаемому критерию была выдвинута предположение об отсутствии значимых различий между изучаем ...

Свойства, функции и виды стереотипов
Как таковые свойства стереотипов изучены недостаточно в работах и западных и отечественных исследователей. Однако, на наш взгляд, все же можно выделить ряд свойств, наиболее часто упоминаемых в психологической литературе. Основные свойства стереотипа: 1) Не развитый когнитивный компонент; 2) Поляризованность оценки (завышение оценки ...

Умение рационально разрешать конфликты
В работе всякого коллектива не обходится без напряжений и даже конфликтов. Задача руководителя - эффективно управлять ими так, чтобы использовать все конструктивные возможности и предотвращать негативные последствия. Ограничения могут быть связаны с тем, что человек не умеет рационально вести себя в конфликтной ситуации. Предлагаемый н ...