Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста
Страница 2

Психология » Выявление роли сказки в формировании личностных черт » Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста

Мышление дошкольника, так же как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Так, например, ребенку среднего дошкольного возраста во время прогулки около реки можно задать следующие вопросы:

- Боря, почему плавают в воде листочки?

- Потому что они маленькие и легкие.

- А почему плывет пароход?

- Потому что большой и тяжелый[2].

Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями.

Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. Все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению.

В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. К примеру, на вопрос: «Ты помнишь, какая бывает собака?» - дети среднего дошкольного возраста описывают конкретный случай: «У нас была очень умная и пушистая собака». Ответы детей старшего дошкольного возраста носят обобщенный характер: «Собаки - друзья человека. Они сторожат дом, спасают людей при пожаре».

Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как «но тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа. «Что такое Бардадым?» - спрашивают у четырехлетнего Вали. Он сейчас же отвечает без всяких раздумий: «Страшный, большой, вот такой». И показывает рукой в потолок. Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

Дошкольный возраст - начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.

Страницы: 1 2 


Насколько вы цените время?
Профессор психологии Роберт Ливайн во время своей работы в Калифорнийском университете города Фресно провел исследование населения нескольких стран (Япония, Англия, Италия, Индонезия, Тайвань и Соединенные Штаты). Он выяснил, что согласно многим показателям самый быстрый темп жизни — в Японии, тогда как Индонезия славится наиболее разме ...

"Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; знакомство с протеканием конфликтов в различных культурах, способами их разрешения. Инструкция: ведущий рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты. Объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основ ...

Рисунок того, чего не может быть
Развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. Для детей 5-8 лет ...