На третьем этапе исследования осуществлялось повторное применение ЦТО для исследования изменения эмоционального отношения детей к персонажам. При этом специально подчеркивалось, что необходимо подобрать цвета, подходящие для характеров персонажей именно только что прослушанной сказки, а не вообще для Братца Иванушки, Сестрицы Аленушки и других.
При обработке результатов знак и интенсивность эмоционального восприятия дошкольников к тому или иному персонажу определялись местом (рангом) соотносимого с ним цвета в шкале цветовых предпочтений ребенка.
Для статистической обработки результатов эксперимента были использованы следующие методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для определения тесноты и направления корреляционной связи между двумя групповыми иерархиями, между двумя признаками, измеренными в одной и той же группе); G-критерий знаков (для оценки достоверности сдвига признака от первого замера ко второму)[8].
Обсуждение результатов
Картину поляризации эмоционального восприятия дошкольников к персонажам сказки в контрольной и экспериментальной группах до экспериментальной ситуации можно представить в виде усредненных и упорядоченных по возрастанию ранговых мест персонажей в шкале, где первый ранг соответствует максимально положительному эмоциональному восприятию, а восьмой - максимально отрицательному.
Из Приложения 1 видно, что в целом старшие дошкольники как контрольной, так и экспериментальной групп имеют сходные тенденции в эмоциональном восприятии к образам сказочных персонажей. При этом наиболее эмоционально принимаемыми являются образы персонажей Сестрица Аленушка, Братец Иванушка. Они часто встречаются в народных волшебных сказках в положительных ролях героев или искомых персонажей и, следовательно, хорошо знакомы дошкольникам и имеют по отношению к себе достаточно определенное и устойчивое положительное эмоциональное отношение.
Последнее место отводится образу Бабы-Яги, предстающей в сказках, как правило, в роли антагониста / вредителя.
К неантропоморфным образам персонажей Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка и Яблонька старшие дошкольники не демонстрируют столь выраженного положительного или отрицательного эмоционального отношения.
Эмоциональное отношение к персонажам сказки в контрольной и экспериментальной группах до и после предъявления в них традиционного и измененного ее вариантов представлено в Приложении 2 и 3.
Как видно из Приложения 2, в целом эмоциональное восприятие к образам сказочных персонажей у дошкольников контрольной группы, прослушавших сказку «Гуси-лебеди» с традиционной композицией, не изменилось. Степень соответствия рангов в рейтингах сказочных персонажей высока.
Приложение 3 показывает, что эмоциональное восприятие к образам сказочных персонажей у детей, прослушавших версию сказки с искаженной композиционной структурой, значительно изменяется.
Образ Сестрицы Аленушки с первого места (ранг 2,58) был перенесен на предпоследнее шестое место (4,36);
образ Братца Иванушки со второго места (3,16) переместился на первое (2,36);
второе место (3,05), передвигаясь с пятого (4,18), занял образ сказочного Ежа;
на третье место (3,38), вместо исходного четвертого (3,88), был поставлен образ Молочной Речки, Кисельных Берегов;
четвертое и пятое, вместо бывших шестого и третьего мест, заняли остальные испытатели Печка (3,96 против 4,55) и Яблонька (4,09 против 3,76) соответственно. Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена в данном случае не достигают уровня статистической значимости (р<0,05), что указывает на достоверность изменения эмоционального восприятия детей к персонажам сказки.
Экспресс-анализ самооценки с помощью моторной пробы
Методика удобна быстротой проведения и обработки результатов. Оборудование: секундомер, подготовленные карты для испытуемого (4 штуки). При проведении методики использовалась следующая инструкция: "Посмотрите внимательно на эту карту (карту испытуемого). Нужно будет в течение 10 секунд поставить крестики "+" в максимально ...
Типология "карьеристов" и "карьеристок"
Глупо плясать под чужую дудку, не рассчитывая со временем стать ее хозяином. (М. Ген)
В зависимости от соотношения трех характеристик - самооценки, уровня притязаний и "локуса контроля" - выделяется несколько типов профессиональной карьеры:
"Скалолаз" обладает высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внутре ...
Методы психологической диагностики: наблюдение, беседа, интервью,
анкетирование
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Наблюдение
1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта ...