При рассмотрении экспериментальной группы с целью возможного выявления в ней возрастных различий в характере изменения эмоционального восприятия к действующим лицам сказки обнаружились интересные закономерности (табл. 1).
У дошкольников пяти лет изменение эмоционального восприятия к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста/вредителя не имеет однозначной тенденции. Доля детей, все-таки пересмотревших свое отношение к данным образам в пользу их большего эмоционального отвержения, несущественно превышает долю детей, эмоциональное отношение которых к этим персонажам даже несколько улучшилось.
Таблица 1 Сдвиг эмоционального отношения детей к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)
Действующее лицо сказки |
Возрастная группа |
Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки | ||
в сторону ухудшения |
«нулевой» |
в сторону улучшения | ||
Герой (Сестрица Аленушка) |
5 лет 6 лет |
57,9 72,7 |
15,8 10,9 |
26,3 16,4 |
Помощник (Еж) |
5 лет 6 лет |
31,6 16,4 |
21,1 18,2 |
47,4 65,5 |
Искомый персонаж (Братец Иванушка) |
5 лет 6 лет |
26,3 21,8 |
26,3 27,3 |
47,4 50,9 |
Антагонист (Баба-Яга) |
5 лет 6 лет |
31,6 34,5 |
47,4 50,9 |
21,1 14,5 |
Также не достигают уровня статистической достоверности сдвиги в сторону улучшения эмоционального восприятия к образам Братца Иванушки в роли искомого персонажа и помощника - Ежа.
Дошкольники шести лет демонстрируют значительное изменение эмоционального восприятия в сторону его ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста, а также в сторону улучшения к образам Братца Иванушки и Ежа, исполняющих круг действий искомого персонажа и помощника.
Данный факт может объясняться следующим.
У детей пяти лет в оценке сказочных персонажей преобладает ориентация на их внешний вид. При этом нравственные характеристики, выражающиеся через круг действий персонажа, находятся на втором плане. Ведущую же роль в оценке действующих лиц сказки они начинают играть только с шестилетнего возраста, когда дети научаются дифференцировать понятия «хороший» и «красивый», и те уже не становятся полностью совпадающими, как это было у младших детей. Вероятно, образ Сестрицы Аленушки как раз и является для дошкольников внешне привлекательным. Красивая Сестрица Аленушка не может быть плохой для младших детей.
Известно также, что адекватное эмоциональное восприятие дошкольников к нравственным нормам формируется только в конце старшего дошкольного возраста.
Психология труда в России
Первоначально психология труда в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сил ...
Причины депрессивных отклонений
Таким образом, мы выделяем три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов: 1. Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности. 2. Субъективное переживание аддиктами на созна ...
Тема 4: Что объединяет людей?
Цель: поддержка в реализации индивидуальных замыслов, совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии, снятие телесных зажимов.
1.помочь детям осознать качество настоящего друга;
2. подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить;
3.дать детям представление о понятии «сотрудничество»;
4.помочь детям ...