Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок
Страница 4

Психология » Выявление роли сказки в формировании личностных черт » Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок

При рассмотрении экспериментальной группы с целью возможного выявления в ней возрастных различий в характере изменения эмоционального восприятия к действующим лицам сказки обнаружились интересные закономерности (табл. 1).

У дошкольников пяти лет изменение эмоционального восприятия к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста/вредителя не имеет однозначной тенденции. Доля детей, все-таки пересмотревших свое отношение к данным образам в пользу их большего эмоционального отвержения, несущественно превышает долю детей, эмоциональное отношение которых к этим персонажам даже несколько улучшилось.

Таблица 1 Сдвиг эмоционального отношения детей к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)

Действующее лицо сказки

Возрастная группа

Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки

в сторону ухудшения

«нулевой»

в сторону улучшения

Герой (Сестрица Аленушка)

5 лет

6 лет

57,9

72,7

15,8

10,9

26,3

16,4

Помощник (Еж)

5 лет

6 лет

31,6

16,4

21,1

18,2

47,4

65,5

Искомый персонаж (Братец Иванушка)

5 лет

6 лет

26,3

21,8

26,3

27,3

47,4

50,9

Антагонист (Баба-Яга)

5 лет

6 лет

31,6

34,5

47,4

50,9

21,1

14,5

Также не достигают уровня статистической достоверности сдвиги в сторону улучшения эмоционального восприятия к образам Братца Иванушки в роли искомого персонажа и помощника - Ежа.

Дошкольники шести лет демонстрируют значительное изменение эмоционального восприятия в сторону его ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста, а также в сторону улучшения к образам Братца Иванушки и Ежа, исполняющих круг действий искомого персонажа и помощника.

Данный факт может объясняться следующим.

У детей пяти лет в оценке сказочных персонажей преобладает ориентация на их внешний вид. При этом нравственные характеристики, выражающиеся через круг действий персонажа, находятся на втором плане. Ведущую же роль в оценке действующих лиц сказки они начинают играть только с шестилетнего возраста, когда дети научаются дифференцировать понятия «хороший» и «красивый», и те уже не становятся полностью совпадающими, как это было у младших детей. Вероятно, образ Сестрицы Аленушки как раз и является для дошкольников внешне привлекательным. Красивая Сестрица Аленушка не может быть плохой для младших детей.

Известно также, что адекватное эмоциональное восприятие дошкольников к нравственным нормам формируется только в конце старшего дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок
В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознано в психологии. Анализ литературных источников п ...

Психологическая природа тревоги
Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благ ...

Пробивается не тот, кто лучше, а тот, кто лучше пробивается
В тяжелые времена легче пробиться твердолобым. Делегирующим стилем руководства мужчинам удается занимать вершину иерархии. За свои достижения они чаще почиют на лаврах, чем командно-ориентированные женщины, которые поощряют индивидуальность и креативность своих сотрудников, и от этого результаты их работы менее заметны. Женщины выбираю ...