Проводя данное исследование в Д/с № 5, я как педагог, опиралась на выделенную В.Я. Проппом структуру волшебной сказки, включающую семь действующих лиц, выполняющих основные сказочные функции: антагонист, даритель, помощник, царевна, отправитель, герой, ложный герой[6].
Гипотеза исследования заключалась в том, что соответствие эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста объективному характеру нравственной поляризации персонажей народной волшебной сказки зависит от ее композиции (в частности, от характера развязки, включающей в себя ликвидацию начальной беды, возвращение героя, преследование его антагонистом и спасение героя от преследования антагонистом, а также реакций героя на действия испытателей).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить характер поляризации эмоционального восприятия к персонажам сказки у детей старшего дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и искаженной версий народной волшебной сказки;
2) выявить возрастные и тендерные особенности изменения эмоционального отношения старших дошкольников к действующим лицам искаженной версии народной волшебной сказки.
Организация исследования
Для решения поставленных задач в качестве экспериментального материала использовалась народная волшебная сказка «Гуси-лебеди».
Мы, педагоги, Д/С № 5 подготовили два варианта этой сказки: традиционный - для проведения в контрольной группе и экспериментальный (с изменением композиции) - для проведения в экспериментальной группе.
В исследовании приняли участие 64 ребенка старшего дошкольного возраста (в контрольную группу вошло 30 человек (11 мальчиков и 19 девочек; из них 5 мальчиков и 8 девочек в возрасте 5 лет и 6 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6 лет); в экспериментальную группу - 34 человека (14 мальчиков и 20 девочек; из них 7 мальчиков и 10 девочек в возрасте 5 лет и 6 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6 лет)).
При создании экспериментального варианта начало сказки оставалось неизменным, модификации касались ее развязки, а именно: при повторной серии испытаний героя (Сестрицы Аленушки) Печкой, Молочной Речкой, Кисельными Берегами и Яблонькой он во всех случаях реагирует отрицательно, не выполняя просьбы, в форме которых были испытания («съесть ржаного пирожка, киселька, лесного яблочка»), что влечет за собой неспасение от погони, означающее победу антагониста, олицетворяющего зло, и поражение Сестрицы Аленушки, воплощающей добро.
Процедура эксперимента включала в себя три этапа.
На первом этапе изучалось эмоциональное восприятие детей старшего дошкольного возраста к персонажам народной волшебной сказки до непосредственного предъявления одного из подготовленных вариантов. Для этого использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный A.M. Эткиндом[7].
В задании № 1 ребенку предлагалось восемь цветовых стимулов (карточек), которые он должен был соотнести с характером следующих персонажей: Братец Иванушка, Баба-Яга, Сестрица Аленушка, Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка, Яблонь-ка. При этом подчеркивалось, что необходимо будет подбирать цвет, подходящий именно к характеру сказочного героя, а не к его одежде или внешнему виду.
Задание № 2 заключалось в ранжировании цветных карточек, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным». Работа проводилась как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Второй этап исследования включал предъявление испытуемым экспериментальной группы варианта сказки с искаженной композицией, а участником контрольной группы - с неизменной композицией.
Введение. Наследственность и интеллект
Полемика о роли природы и воспитания в развитии представлена нескончаемыми спорами вокруг относительной роли наследственности (природы) и среды (воспитания) в формировании истинно человеческих качеств.
Эти споры не прекращаются не столько в силу сложности затрагиваемых в них научных проблем, хотя многие из них действительно сложны, а и ...
Эмпирическое исследование содержания и динамики конфликтов учения-обучения
в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст и
условия учения в школе
Для разрешения задач развития или достижения «назначений возраста» необходимым условием является организация «встреч» потребностей возраста с тем содержанием, которое предлагает школьная ситуация и которое обеспечивает удовлетворение этих потребностей и развитие соответствующих новообразований.
Сама «встреча» обусловлена с одной сторон ...
Когнитивная теория эмоций
Если периферическая теория утверждала, что решающим для возникновения определенной эмоции является специфическое состояние организма, то противники этих взглядов искали детерминанты эмоций в интеллектуальной или познавательной сфере. На начальных этапах развития психологии использовались идеи немецкого философа и педагога Гербарта, кото ...