Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок
Страница 2

Психология » Выявление роли сказки в формировании личностных черт » Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок

Проводя данное исследование в Д/с № 5, я как педагог, опиралась на выделенную В.Я. Проппом структуру волшебной сказки, включающую семь действующих лиц, выполняющих основные сказочные функции: антагонист, даритель, помощник, царевна, отправитель, герой, ложный герой[6].

Гипотеза исследования заключалась в том, что соответствие эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста объективному характеру нравственной поляризации персонажей народной волшебной сказки зависит от ее композиции (в частности, от характера развязки, включающей в себя ликвидацию начальной беды, возвращение героя, преследование его антагонистом и спасение героя от преследования антагонистом, а также реакций героя на действия испытателей).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) изучить характер поляризации эмоционального восприятия к персонажам сказки у детей старшего дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и искаженной версий народной волшебной сказки;

2) выявить возрастные и тендерные особенности изменения эмоционального отношения старших дошкольников к действующим лицам искаженной версии народной волшебной сказки.

Организация исследования

Для решения поставленных задач в качестве экспериментального материала использовалась народная волшебная сказка «Гуси-лебеди».

Мы, педагоги, Д/С № 5 подготовили два варианта этой сказки: традиционный - для проведения в контрольной группе и экспериментальный (с изменением композиции) - для проведения в экспериментальной группе.

В исследовании приняли участие 64 ребенка старшего дошкольного возраста (в контрольную группу вошло 30 человек (11 мальчиков и 19 девочек; из них 5 мальчиков и 8 девочек в возрасте 5 лет и 6 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6 лет); в экспериментальную группу - 34 человека (14 мальчиков и 20 девочек; из них 7 мальчиков и 10 девочек в возрасте 5 лет и 6 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6 лет)).

При создании экспериментального варианта начало сказки оставалось неизменным, модификации касались ее развязки, а именно: при повторной серии испытаний героя (Сестрицы Аленушки) Печкой, Молочной Речкой, Кисельными Берегами и Яблонькой он во всех случаях реагирует отрицательно, не выполняя просьбы, в форме которых были испытания («съесть ржаного пирожка, киселька, лесного яблочка»), что влечет за собой неспасение от погони, означающее победу антагониста, олицетворяющего зло, и поражение Сестрицы Аленушки, воплощающей добро.

Процедура эксперимента включала в себя три этапа.

На первом этапе изучалось эмоциональное восприятие детей старшего дошкольного возраста к персонажам народной волшебной сказки до непосредственного предъявления одного из подготовленных вариантов. Для этого использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный A.M. Эткиндом[7].

В задании № 1 ребенку предлагалось восемь цветовых стимулов (карточек), которые он должен был соотнести с характером следующих персонажей: Братец Иванушка, Баба-Яга, Сестрица Аленушка, Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка, Яблонь-ка. При этом подчеркивалось, что необходимо будет подбирать цвет, подходящий именно к характеру сказочного героя, а не к его одежде или внешнему виду.

Задание № 2 заключалось в ранжировании цветных карточек, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным». Работа проводилась как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Второй этап исследования включал предъявление испытуемым экспериментальной группы варианта сказки с искаженной композицией, а участником контрольной группы - с неизменной композицией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Виды карьер
Беден ли человек, богат ли, вовек ему не стать добродетельным и счастливым, если волей Фортуны он окажется не на своем месте. (Люк де Клапье де Вовенарг) Вы хотите знать, какой может быть Ваша карьера? Тогда мы должны Вам сказать, что виды карьеры зависят от сроков, времени и характера продвижения по служебной лестнице, при этом специа ...

Анализ результатов
В результате наблюдения выявила избирательное отношение детей группы друг к другу. Так как наблюдения велись за каждым ребенком отдельно, то удалось выявить взаимоотношения каждого со сверстником. Баранкова Илона никогда не конфликтует, уравновешена; Безлобов Дима – часто конфликтует из-за пустяков; Белая Оксана – играет со всеми, сама ...

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха. Особенности развития внимания
Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информаци ...