Творчество занимает особое место в структуре одарённости. Количество фактов, в которых проявляется творчество, огромно: сюда относятся самые ранние продукты словотворчества детей, их рисунки, стихи, а так же решение задач и технические изобретения, научные открытия и шедевры великих композиторов и живописцев, находки карикатуристов и неожиданные военные стратегии.
Продукт деятельности считают творческим, если он является одновременно и новым, и адекватным по отношению к своей задаче, и данная проблема не может быть решена по какому-либо заранее известному алгоритму.
В контексте проблемы творчества различают продуктивное и репродуктивное мышление.
Репродуктивное мышление, как правило, идёт по заранее заданному пути и опирается на конкретные стандартные схемы и способы нахождения ответа. Примером репродуктивного мышления могут служить типовые математические задачи, которые предполагают знание и использование определённого алгоритма решения.
Продуктивное мышление направлено на создание нового содержания (продуцирование новых идей, создание произведений искусства и д.п.), или же предполагает нахождение нового способа решения знакомых проблем.
Дж. Гилфорд выделяет два вида продуктивного (творческого) мышления: дивергентное и конвергентное.
Дивергентным называют мышление, способное идти в различных направлениях. Оно не ограничено заданными фактами и приводит подчас к совершенно неожиданным результатам. Особенностью конечного продукта такого мышления является неограниченное разнообразие возможных ответов.
Основной методический приём исследования дивергентного мышления. Дивергентное мышление исследуется с помощью заданий, позволяющих установить, имеется ли у испытуемого способность к образованию множественных классов объектов, на основе ограниченного исходного материала.
Например, придумать как можно больше способов употребления предмета(шапки, зонта и др.), создать как можно больше разнообразных рисунков, используя заданную фигуру. Конвергентным называют мышление, которое приводит к одному единственно правильному ответу. Однако, такое мышление отличается от обычного репродуктивного тем, что базируется на способности отклониться от стандартных схем решения. Это мышление изобретателей, способных находить единственное, наиболее простое и верное решение, исходя из заданных условий. Успешность решения задачи здесь не определяется знанием алгоритма, более того, если использовать привычные модели, ответ не будет найден. Основной методический приём исследования конвергентного мышления. Обычно задания на конвергентное мышление строятся по принципу: определить объект по тому, что требуется для данного объекта. Например, переставить одну цифру так, чтобы равенство стало верным: 100 = 102, добавить к четырём спичкам пять так, чтобы получилось сто.
Классификации фаз, предлагаемые различными авторами, в той или иной мере отличаются друг от друга, хотя в общем виде все они схожи [8].
Первая фаза (сознательная работа) — подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи),
Вторая фаза (бессознательная работа) — созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
Третья фаза (переход бессознательного в сознание) — вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
Четвертая фаза (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
При интерпретации совокупности фаз главные трудности связывались обычно с бессознательной работой. Одни исследователи откровенно относили работу подсознания к числу “мировых загадок”, другие придавали ей фантастические либо мифологические оттенки, третьи вообще снимали саму эту проблему, отвергая вообще существование факта бессознательной работы.
Таким образом остается актуальной проблема диагностики творческих способностей личности. Распространено мнение, что ни один из тестов креативности не обладает достаточной валидностью, позволяющей однозначно диагностировать это свойство.
Причины депрессивных отклонений
Таким образом, мы выделяем три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов: 1. Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности. 2. Субъективное переживание аддиктами на созна ...
Социальные нормы
- это требования, которые обусловлены общественным бытием; они предъявляются обществом (таким как коллектив, класс или группа) к поведению отдельной личности в ее отношениях с классом, коллективом, какой- либо общностью. Они ориентируют в определенной ситуации или социального поведения отдельной личности. Социальные нормы контролируют и ...
Потребность в признании
И вновь при достаточном удовлетворении вышеперечисленных потребностей возникают нужды иного рода. «Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным ...








