Метод изучения личности. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Страница 1

Психология » Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста » Метод изучения личности. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела

Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования – то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений – это одна из задач образования.

При проведении личностной и межличностной психодиагностики детей школьного возраста возникают проблемы. Младшие школьники, особенно учащиеся первых двух классов, по своей психологии и поведению ещё очень похожи на старших дошкольников.

Тем не менее, психологи располагают определенной совокупностью достаточно валидных и надёжных методик психодиагностики личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Многие из этих методик представляют собой адаптированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие созданы и применяются только по отношению к детям младшего школьного возраста.

Методика. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела

Данная методика представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта 16-факторного личностного теста Р. Кеттела.

ОПИСАНИЕ ТЕСТА. Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребёнка. Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: « интеллектуальная развитость – интеллектуальная неразвитость », причём полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.

В методике принято выделять 3 уровня развития разных черт личности: низкий (от 1до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 10 баллов). При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только 2 крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и даётся краткое качественное описание. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой шкалы,- интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребёнка относительно слабо развита.

Черта 1.ЭКСТРАВЕРСИЯ.

Высокие баллы по соответствующей шкале – 8-10 баллов – характеризует ребёнка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого к людям.

Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим – от 1 до 3 баллов.

Ребёнок с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, весёлый и общительный. Ребёнок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто встречаются эгоцентризм, упрямство.

Черта 2. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.

Ребёнок с высокими баллами по данной шкале (8-9 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью.

Страницы: 1 2 3


Специфика эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрастах чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения ЦНС, преневротические состояния и др. Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения, создающие трудности в формиров ...

"У меня ничего не получится!" Разве?
Плохой руководитель знает, что надо делать. А хороший показывает, как это сделать. Многие женщины боятся должности руководителя, у них возникают проблемы с исполнением должностных обязанностей, так как они считают, что их личность может подвергнуться деформации в результате этой работы. Вы считаете, что не обладаете способностями, кот ...

Анализ рисунка
На основании анализа записей и самого рисунка было установлено, что: -30% детей нарисовали больше, чем рассказали при описании работ. Эти дети выделили наиболее важные образы, те, что произвели на них большее впечатление. -30% детей точно рассказали то, что они нарисовали. -40% детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали. ...