Влияние гендера на изменение эмоционального состояния под воздействием запахов
Страница 2

В социальной психологии под гендером понимают социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления в социальном взаимодействии маскулинных и феминных качеств. Поскольку гендер - не природная данность, а социальный конструкт, он предполагает самосознание и самоопределение. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее / его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности, уникальности и принадлежности. Она не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, "типизации" или "кодирования". Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения, вплоть "перекодирования" или "переустановки" гендерной идентичности. Маскулинность – подчеркнутое проявление качеств, присущих мужскому поведению, феминность – женских. Мужчина вполне может обладать феминными качествами, а женщина – маскулинными. Это зависит от условий воспитания, среды, в которой живет человек, наследственности, социального окружения и других факторов. Это еще одна важная закономерность в изучении половых различий восприятия запахов. Таким образом, маскулинная женщина скорее отдаст предпочтение «мужским» ароматам, нежели ароматам «женским».

Таким образом встает важный вопрос: влияет ли перцептивная модальность и гендер на изменение глубины и знака эмоционального состояния при воздействии на человека запахами различных классов. Важно ли, какие черты доминируют – маскулинные или феминные, и кто человек – аудиал, визуал или кинестетик, для того, чтобы запах повлиял на изменение эмоционального состояния. Или это совершенно не имеет значения и в данном случае речь идет исключительно о физиологии, то есть изменения в состоянии происходят исключительно благодаря взаимодействию молекул пахучих веществ с определенными отделами обонятельной системы.

Изучение этого вопроса очень важно как в повседневной жизни, так и в профессиональных областях, например, в маркетинге, медицине, образовании. Изучение воздействия запахов на человека дает возможность найти способы грамотного управления поведением человека, изменения его самочувствия, увеличения работоспособности и т. д. А неграмотное использование запахов может привести к непредвиденным последствиям: от недостижения предполагаемых результатов в маркетинге (отсутствие увеличения продаж) до отрицательного влияния на поведение и состояние человека (ухудшение самочувствия, депрессия, паника). В психологии, особенно российской, на сегодняшний день проведено незаслуженно мало исследований на эту тему. В рамках дипломного исследования сделана попытка изучить влияние гендера и перцептивной модальности на изменение эмоционального состояния под воздействием запахов разных классов, встречающихся в повседневной жизни, таких как цветочные (кедр, лаванда), цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин) и шипровые (табак, мох).

Выводы

1. Эмоции – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции двувалентны – они либо положительные, либо отрицательные. Выдеяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Предполагается, что эмоции являются функцией правого полушария мозга, которое контролирует чувственно-эмоциональную сферу.

Страницы: 1 2 3


Установка как психологическая основа стереотипа
Поскольку функциональное поле стереотипов – граница сознательного и бессознательного в поведении человека, вопрос о соотношении стереотипа и установки является дискуссионным. Некоторые исследователи (особенно американские – С.Аш, Ф.Хайдер, Л.Фестингер) рассматривают стереотип в качестве когнитивного элемента установки, другие (например, ...

Психологические концепции адаптации личности
Термин "адаптация" впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. Он произошел от позднелатинского "adaptatio" (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни [41]. В после ...

Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, "клиническое" (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, "мотивационного", направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на не ...