Влияние гендера на изменение эмоционального состояния под воздействием запахов
Страница 2

В социальной психологии под гендером понимают социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления в социальном взаимодействии маскулинных и феминных качеств. Поскольку гендер - не природная данность, а социальный конструкт, он предполагает самосознание и самоопределение. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее / его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности, уникальности и принадлежности. Она не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, "типизации" или "кодирования". Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения, вплоть "перекодирования" или "переустановки" гендерной идентичности. Маскулинность – подчеркнутое проявление качеств, присущих мужскому поведению, феминность – женских. Мужчина вполне может обладать феминными качествами, а женщина – маскулинными. Это зависит от условий воспитания, среды, в которой живет человек, наследственности, социального окружения и других факторов. Это еще одна важная закономерность в изучении половых различий восприятия запахов. Таким образом, маскулинная женщина скорее отдаст предпочтение «мужским» ароматам, нежели ароматам «женским».

Таким образом встает важный вопрос: влияет ли перцептивная модальность и гендер на изменение глубины и знака эмоционального состояния при воздействии на человека запахами различных классов. Важно ли, какие черты доминируют – маскулинные или феминные, и кто человек – аудиал, визуал или кинестетик, для того, чтобы запах повлиял на изменение эмоционального состояния. Или это совершенно не имеет значения и в данном случае речь идет исключительно о физиологии, то есть изменения в состоянии происходят исключительно благодаря взаимодействию молекул пахучих веществ с определенными отделами обонятельной системы.

Изучение этого вопроса очень важно как в повседневной жизни, так и в профессиональных областях, например, в маркетинге, медицине, образовании. Изучение воздействия запахов на человека дает возможность найти способы грамотного управления поведением человека, изменения его самочувствия, увеличения работоспособности и т. д. А неграмотное использование запахов может привести к непредвиденным последствиям: от недостижения предполагаемых результатов в маркетинге (отсутствие увеличения продаж) до отрицательного влияния на поведение и состояние человека (ухудшение самочувствия, депрессия, паника). В психологии, особенно российской, на сегодняшний день проведено незаслуженно мало исследований на эту тему. В рамках дипломного исследования сделана попытка изучить влияние гендера и перцептивной модальности на изменение эмоционального состояния под воздействием запахов разных классов, встречающихся в повседневной жизни, таких как цветочные (кедр, лаванда), цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин) и шипровые (табак, мох).

Выводы

1. Эмоции – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции двувалентны – они либо положительные, либо отрицательные. Выдеяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Предполагается, что эмоции являются функцией правого полушария мозга, которое контролирует чувственно-эмоциональную сферу.

Страницы: 1 2 3


Общая характеристика РДА
Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от ...

Особенности анализа информационных связей в близнецовых парах
Далее идёт подробное (и, что немаловажно, доступное) изложение основных этапов исследовательской работы. Были выведены формулы, позволяющие: оценить баланс влияний генетических факторов и воздействия общей среды; описать эволюцию психологических характеристик личности в лонгитюдном исследовании; оценить процентное содержание предысто ...

Психология поведения предпринимателя
Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступ­ков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и дух ...