Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта
Страница 1

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта

Гипертоническая болезнь (ГБ)

– одно из самых распространенных заболеваний населения в развитых странах. Как отмечают О.В. Кербиков, М.В. Коркина, А.В. Снежневский, заболевание возникает в результате более или менее интенсивных и длительных состояний психического напряжения организма человека. (Сперанский И.И., 1961.)

Работами Г.Ф. Ланга, А.А. Мясникова и многих других ученых установлено, что ГБ развивается преимущественно у лиц, рабочая и обычная обстановка которых включает чрезмерное нервное напряжение, частые психические травмы, эмоциональное перенапряжение, переутомление нервно – психической сферы. Классическим примером этих факторов является резкое увеличение заболеваний ГБ жителей Ленинграда во время блокады в годы Великой Отечественной войны. (Гасшин В.С., 1972.)

Представители западной психосоматической медицины, получившей широкое распространение в США, такие как Александер, Данбер, Ринч, Соколов и др. считают, что именно психика, склад личности являются основной определяющей причиной гипертонической болезни. (Репина Н.В., 2003.)

Еще в конце прошлого века У. Ослером были описаны особенности личности «коронарных» больных. Он характеризовал их сильными, уверенными в себе, энергичными и честолюбивыми людьми. В современной зарубежной психосоматической литературе «коронарная личность» описывается в виде сочетания качеств, способствующих достижению успеха в деятельности, – стремления к достижению поставленной цели, настойчивости в соревновании, стремления к признанию и продвижению по службе, привычки к ускорению жизненного темпа, отсутствия удовлетворенности от завершения работы и неумения отдыхать. (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998.)

Многочисленными работами было доказано, что частота гипертонических состояний увеличивается по мере приближения к урбанизированным центрам цивилизации, население которых вовлечено в ритмику современной жизни с ее напряженностью и ускоренным темпом, а также имеет широкую зону межличностных контактов, создающих возможность конфликтов.

Сильные, но сдерживаемые эмоции и служат причиной того невроза сосудодвигательных центров, которые касаются рефлексов ситуационных, защитных, которые И.П. Павлов понимал как рефлексы, связанные с людскими общественными отношениями, с состояниями угрозы, обороны. (Сперанский И.И., 1961.)

В. Коган и Н. Шабалина в своем обследовании гипертонических больных выделили следующие психологические особенности, характерные для данной группы. У больных ГБ в начальной стадии преобладают признаки эмоциональной возбудимости, которая проявляется в ригидности скоростной установки, преобладании быстрого темпа. При ГБ II стадии отмечается торможение ассоциативных реакций. В познавательной сфере наблюдается сужение объема сознания, замедление умственной работоспособности вследствие утомляемости. (Коган В., Шабалина Н., 1969.)

А.А. Рухманов отмечает у больных ГБ ригидность самооценок, отсутствие динамичности в определении связей между характерологическими особенностями личности и окружающей средой, высокий уровень тревоги, зависимости, повышенную интенсивность эмоциональной агрессивности, низкую комфортность, нарушение уровня социальной адаптации. Тест Розенцвейга по данным ряда авторов, показывает преобладание инрапунитивного типа реагирования, т.е. тенденции к самообвинению, гипертрофированному чувству вины, что ставит адаптацию больных под угрозу срыва.

По данным Рухманова при исследовании больных тестом Роршаха на первый план выступает непродуктивная форма контроля: эмоции не регулируются, а подавляются, приводя к высоко – эффективной напряженности. Наряду со снижением категориальной четкости познавательных процессов и возможных интеллектуальных достижений, повышенная тревожность усиливается чувством неудовлетворенности собой и окружением, трудностями принятия решений, ведет к состоянию фрустрации и может легко привести к аффективной дезорганизации психической деятельности, к декомпенсации. (Рухманов А.А., 1981.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Доминирующий тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) учителю необходимо очень осторожно вступать и диалог с родителями; детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенк ...

«Дом с характером»
Познакомить с понятиями «характер», «привычка» и их взаимосвязь ...

Тонкое искусство собеседования
Считается, что проведение эффективного собеседования это целое искусство, которое требует импровизацию и чувство такта. Но даже на Западе есть свои каноны, списки типовых фраз и вопросов, которые обязательно рекомендуется задать кандидату [приложение 1]. Вопросы о хронических заболеваниях на Западе считаются запрещенными. Рекрутеры пыта ...