Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание, эти авторы доказали, что этнические различия в психологии народа - неоспоримая реальность.
Когда говорится о психологии народа (этноса), имеется в виду отражение множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный народ или его часть. Исследование этнических особенностей осуществляется при помощи таких понятий, как "основная" или "модальная" личность, описывающих наиболее существенные признаки исследуемого народа, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокультурных феноменов рассматривается через призму указанных понятий. Любая историческая общность (нация, этнос) несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее отдельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям, унаследованные способы поведения как образцы для действий - факторы, определяющие "типические коллективные переживания" или особенности тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ или стереотип как специфическая национальная норма поведения.
Обычно, в качестве основной составляющей предмета этнической психологии выделяют этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Под этническим стереотипом понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах.
Кроме того, предмет этнической психологии характеризуют экспектации. В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей, т.к без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие, а неадекватность этнических экспектации служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической "почве". Поэтому становление этнических экспектации, их динамика должны быть предметом этнопсихологического изучения.
Таким образом, этнические стереотипы, диспозиции и экспектации взаимодействующих субъектов выступают этническими детерминантами человеческого поведения.
Наиболее разработанной является этнопсихологическая концепция В. Вундта, послужившая основой психологических исследований больших социальных групп. Она возникла из идеи Вундта о несводимости общепсихологических процессов к индивидуальной психологии и необходимости изучения социально-психологических закономерностей функционирования социальных общностей и всего общества. Задачу народной психологии В. Вундт видел в изучении тех психических процессов, которые лежат в основе общего развития человеческих сообществ и возникновения общих духовных продуктов всеобщей ценности. Под народным духом, который составляет предметную область новой науки, он понимал высшие психические процессы, возникающие при совместной жизни многих индивидов. Народная душа (этническая психология), по Вундту, не имеет неизменной субстанции (как у X. Штейнталя и М. Лацаруса). Тем самым Вундт закладывал идею развития и не соглашался со сведением социально-психологических процессов к некоему бытию (субстанции), стоящему за ними. По мнению Вундта, психические процессы обусловливаются активностью души (апперцепция или коллективной творческой деятельностью).
"Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; знакомство с протеканием конфликтов в различных культурах, способами их разрешения.
Инструкция: ведущий рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты. Объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основ ...
Неверные стереотипы и низкая самооценка
Деньги потерять - ничего не потерять, время потерять - много потерять, энергию потерять - все потерять. (Альфред де Виньи)
Любое задание можно выполнить, приложив максимум или минимум усилий. Есть разные стратегии, которые лишают сил и энергии, но при этом не приводят к желаемым результатам. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся стра ...
Содержание и структура ценностных ориентаций
Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем ...