Этническая общность

Этническое - явление социально-психологическое. Этническая общность является субъектом этногенеза и оказывает значительное влияние на исторический процесс. Формирование этнической общности - первый этап в объединении людей, первичный способ организации их совместного бытия. Под этносом понимается большая социальная группа людей, объединенных общими установками и диспозициями, стереотипами поведения и взаимосогласованными экспектациями типичных реакций на различные события жизни. Этнос - явление социальное по основе своего возникновения и психологично по способам своего проявления. Под социумом понимается большая социальная группа людей, объединенных на основе общей территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования (законы и социальные нормы) к различным событиям жизни, причем социум - явление общественное по форме и по сущности.

Так, социальная общность имеет две взаимопроникающие формы: этнос и социум. Следовательно, одна из главных задач этнопсихологии - в изучении типичных для личности качеств, интегрирующих ее с другими представителями данного этноса. Этническое - это целостная система отношений личности к миру людей (общество), к миру идей (идеология и мораль), к миру вещей (природа).

Современная (весьма условная, естественно) классификация этносов включает в себя.1. Гомеостатические и динамические этносы (основание для классификации - отношение к природе; 2. Комплиментарные и некомплиментарные этносы (основание для классификации - отношение к миру людей); 3. Креативные и аккомодативные этносы (основание для классификации - отношение к идеям, культурным ценностям).

Этнические особенности - явление социально-психологическое, поскольку с их помощью осуществляется связь между психикой человека и окружающей социальной средой, причем для понимания этнического целесообразно разделить социальные общности на два типа: этнос (исторически первичный способ организации совместного бытия людей, большая социальная группа, объединенная в единое целое на основе общих психологических установок, диспозиций, экспектаций и стереотипов поведения) и социум (исторически более сложный способ организации совместного бытия, большая социальная группа, сложившаяся на основе процесса разделения труда, который предполагает специализацию каждого человека, что приводит к формированию личности и развитию индивидуальности).

Люди образуют этнические общности, живут в них, действуют по правилам и традициям своих общностей, удовлетворяют потребности, реализуя природные и социальные возможности и, тем самым, обеспечивая с помощью этнических установок и отношений взаимосвязь внешней среды со своим внутренним психическим миром. Так, этническая общность предоставляет личности один из необходимых для нее способов существования, самореализации.


Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
Выявленные нами особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта говорят о необходимости целенаправленной работы учителя по формированию познавательной мотивации. Целью формирующего эксперимента явилось формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта. Достиж ...

Влияние семьи на формирование аддитивных механизмов
Семья – это самый первый институт социализации ребёнка. “В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений” (6, с.50). Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункционал ...

Практическая работа по диагностированию и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников. Подбор методик. Первичная диагностика эмоциональных комплексов
Исследование было организовано и проведено в ДОУ д/с Обще-образовательного вида №16 «Колокольчик» г.Зеленогорска Красноярского края. Цель: выявление возможности коррекции страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста через рисование. Исследование проводилось с участием психолога детского сада Пановой Людмилы Юрьевны. I ...