Моббинг персонала
Страница 1

Психология карьеры для женщин » Моббинг персонала

Если тебя хвалит враг - значит, ты сделал глупость. (А. Бебель)

Одной из серьезнейших психологических проблем карьерного успеха является моббинг (mobbing) - психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение его из служебных действий, социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п. Моббинг, принимающий свои крайние формы, носит название "буллинг" (bullying), под которым понимается агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения работника, подрыве его репутации и т.п. Поэтому если на работе на вас накричали или оскорбили, не приняли вашу точку зрения или навязали чуждое вам мнение, лишили полномочий, раскритиковали или усомнились в вашей компетентности, значит, вы столкнулись с моббингом (или буллингом в зависимости от силы проявления указанных негативных феноменов).

К сожалению, в отечественных условиях (то ли в силу советского прошлого, то ли в силу каких-то других обстоятельств) на данную проблему обращалось гораздо меньше внимания, чем за рубежом. К примеру, в США силами специальной организации под названием Workplace Bullying & Trauma Institute (WBTI) в сентябре 2000 года проводилось исследование данной проблемы. В нем участвовало 200 респондентов, каждый из которых являлся жертвой моббинга. В 2003 году этой же организацией проводилось сходное исследование уже более 1000 респондентов. В результате исследований было установлено:

жертвами моббинга чаше становятся женщины;

агрессорами чаше выступают мужчины, чем женщины;

мужчины чаше попадают под прессинг коллег-мужчин;

женщины чаше попадают под прессинг коллег-женщин;

подавляющее большинство притеснений поступают со стороны коллег, имеющих более высокое положение в организационной иерархии;

наиболее типичным является публичное выражение претензий с целью обозначить иерархию и субординацию, "чтобы другим неповадно было" (более 50% случаев моббинга);

примерно 25% случаев моббинга происходит за закрытыми дверями с последующей преднамеренной "утечкой информации" в виде слухов, сплетен и домыслов;

еще 25% происходит действительно за закрытыми дверями, без свидетелей;

мужчины для моббинга чаще используют административные ресурсы и свои организационные полномочия, а женщины - социальные связи внутри организации; иными словами, агрессоры-мужчины больше полагаются на поддержку со стороны руководства, в то время как агрессоры-женшины - на коллег и сослуживцев, в том числе и на ближайшее окружение жертвы;

наиболее типичными реакциями на моббинг являются: стресс, паранойя, головные боли, чувство отстраненности/отторженности, сомнения, стыд и чувство вины;

за пределами организации последствия моббинга часто выражаются в ночных кошмарах, бессоннице, рассеянности, изменениях в весе, чрезмерном потреблении алкоголя, сигарет, медикаментов, пищи;

каждый четвертый в ситуации моббинга подумывал о самоубийстве или о совершении насилия в отношении других лиц;

негативное влияние продолжается даже тогда, когда меняет место работы или проходит много времени;

в числе тех, кто поддерживает моббинг, часто оказываются такие же работники, коллеги притесняемого лица (треть сотрудников);

чаще всего, по мнению притесняемых, лежит на "агрессорах", в каждом четвертом случае вина приписывается на работодателя, менее всего в качестве провоцирующих моббинг качеств указываются те, которые напрямую не связаны с организацией (например, проблемы законодательства);

в большинстве случаев гонения на работника связаны с целью его принуждения к уходу из организации;

четыре из пяти сотрудников, ставших жертвами моббинга, впоследствии теряют свое место работы (либо по собственному желанию, либо по причинам, сформулированным работодателем);

потери агрессоров менее выражены: только 4% прекращают притеснять работников под воздействием каких-либо санкций и наказаний, 9% подвергаются внутренним переводам либо увольнению;

в половине случаев в результате моббинга снижается заработная плата.

Психологи предлагают следующую типологию агрессоров:

"Двуглавый змей" - манипулятор общественным мнением относительно жертвы, порождающий за ее спиной сплетни и слухи, подрывающий ее репутацию.

"Постоянный критик" - тип агрессора, постоянно нападающего и критикующего жертву, относящегося к ней предвзято, придирающегося к любой мелочи и порождающего у нее сомнение в своей компетентности.

Страницы: 1 2


Традиционная структура психологии этноса
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса, долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особенностях отдельных людей, они относятся к статическим, устойчивым ...

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги. Понятие эмоций в психологических исследованиях
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Довольно странно, что такая актуальная тема больше века оставалась в тени развития. Исследователи человеческой природы еще до появления научных данных, понимали важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Однако психология игнорировала эмоции фа ...

Характеристики коллектива (воинского), его формирование и управление.
Основными характеристиками и одновременно (что немаловажно) необходимыми условиями формирования и управления коллектива являются: · Общие, социально одобряемые цели и задачи совместной деятельности. · Наличие четко сформированных критериев эффективности управления коллективом (группой). · Наличие сильного лидера, заинтересованного в ...