Этнопсихологический аспект в педагогике
Страница 2

В качестве образца для формирования референтной группы может выступать реальная социальная группа (например, родовая, семейно-родственная, иногда персонифицированная в легендарных или реальных предках и т.д.). Очевидным признаком культур, где распространен такой вариант формирования референтной группы, являются разного рода генеалогии, имеющие большое значение для коллективной памяти этнического сообщества. Референтной может быть и условная социальная группа, выделяемая на основе общности целей деятельности (общественный слой, сословие, конфессиональная группа и пр).

Национальная принадлежность и социально-классовое положение (вместе и порознь) влияют на педагогические взгляды и эмоциональные реакции родителей. Во всех этнических группах родители из более низких социально-экономических слоев склонны к большей строгости и требовательности, чем представители средних слоев: у разных народов это проявляется по-разному, в зависимости от конкретной шкалы (типа поведения), связанной с различным отношением к тем или иным поступкам (так как терпимость в одном отношении часто сочетается с повышенной строгостью в другом). Стиль воспитания обусловлен наличием в данной культуре тех или иных мотивационных синдромов (потребность в достижениях потребность в аффилиации, ориентация на других). Родители, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижениях, больше, склонны опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании. Установка на воспитание в детях послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности, может социально детерминироваться потребностью поддерживать стабильность существующего общественного строя, что характерно для консервативных, традиционных систем.

С этих позиций педагогика различных народов выглядит схожей, выступая одновременно как теоретическая и прикладная. Наследование и преемственность социально-этнического опыта осуществляются на основе традиций семейного воспитания, раскрывающих народные педагогические воззрения. Традиции и обычаи - взаимосвязанные формы институциональных воздействий на подрастающее поколение: если обычаи передают конкретные образцы конкретных поступков, действий, то традиции (на которых основывается трудовое, физическое, эстетическое и религиозное воспитание) формируют социально значимые качества члена этнической группы. . Определенные педагогические функции выполняют и средства воспитания – этнические поведенческие реликты (колыбельные песни, приговоры, сказки, легенды и предания). Традиции включают в свой состав обычаи, обряды, ритуалы как нравственные и другие стереотипизированные формы социального поведения. Обычаи строго регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в том числе и в межличностных отношениях, требуя проявления нравственных, а также трудовых качеств, типичных для данного этноса.

Педагогический аспект обычаев, таким образом, состоит в выработке у детей определенных привычек и стандартов поведения. Дидактическое начало в этом случае проявляется, прежде всего, в виде правил для подражания. Нравственное обучение в этнопедагогике выступает в форме устного народного творчества, которое сохраняет в памяти поколений преимущественно идеальные нормы и правила поведения, высоконравственные требования и постулаты. Сила эмоционального воздействия нравственных идеалов позволяет регулировать эмоциональные состояния и корректировать нравственный опыт детей. Одним из важнейших индикаторов направленного развития этнокультурных процессов является установка обследуемого населения на язык школьного обучения, определяемая по степени осознания необходимости преподавания детям языка своей национальности и по выбору типа школы и языка обучения своих детей.

Страницы: 1 2 3


Проведение исследования. Анализ результатов
В своем исследовании использовала методы: наблюдения, эксперимент, беседа, рисунок. Наблюдение проводилось в течении 2-х недель во второй половине дня отдельно с каждым ребенком. Целью наблюдения было исследование межличностных отношений в группе и выявление при этом положительных и отрицательных сторон наблюдения как метода изучения. ...

Описание методик, применявшихся в исследовании. Тест "20-ти высказываний" М. Куна
Методика позволяет исследовать дифференцированность самоосознания и особенности самоотношения (Я-концепции), при этом достоинство получаемых нестандартизированных самоотчетов по сравнению со стандартизированными заключается во множественности вариантов самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъ ...

Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина ...