Самосознание, как фактор психического развития и личностного становления ребенка. Самосознание и его место в психической жизни

Психология » Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом » Самосознание, как фактор психического развития и личностного становления ребенка. Самосознание и его место в психической жизни

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева (3), Л.И. Божович (6), А.Н. Леонтьева (16), С.Л. Рубинштейна (26), И.И. Чесноковой (38), В.В. Столина (34), А.Г. Спиркина (32) в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания (6, 123-124). Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. И.С. Коном были удачно синтезированы философские, обще - и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии.

Самосознание - сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание "Я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "Я" (32, 143).

Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. В современной психологической литературе существует несколько подходов к исследованию проблемы самосознания, один из которых опирается на анализ итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или "Я-концепции".


Психологическая культура этноса
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1. культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2. культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности. Психологическая культура - совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса пр ...

Методические приемы и техники в СПТ. Принципы организации тренинга. Технология моделирования успеха в общении
Рассматривая СПТ в целом как процесс считается целесообразным выделять три самостоятельные подпроцесса, у каждого из которых свои детерминанты, признаки и способы воздействия. Ими являются процесс обучения как основной, и как вспомогательные – групповая динамика и развитие личности. В задачу ведущего тренинг входят согласование подпроце ...

Тест по определению социально-психологического типа личности. (В.М.Минияров)
Условия заполнения теста Из противоположных по значению личност­ ных качеств необходимо выбрать одно. Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следует отметить отрицательное. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрица­тельное, то можно отметить оба к ...