Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом. Обзор научных разработок в психологии поведения

Психология » Психологические принципы отбора кандидатов для обучения предпринимательству » Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом. Обзор научных разработок в психологии поведения

Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Исследователь психологической теории деятельности Г. В. Суходольский, изучив по­давляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность — поведе­ние», пришел к выводу, что именно у С. Л. Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой активности.[1] Если деятельность — это ряд последовательно совершаемых действий, то поведе­ние — система поступков. Поступок как единица поведения выражает, по мнению Л. И. Анциферовой, отношение человека к другим людям и моральным нормам об­щества. Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека.[2] В нем проявляется личность — ее ведущие потребности, отношение к окружающей дей­ствительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требования­ми, этическими и правовыми нормами, поступок оценивается как нравственный. Или безнравственный.

Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Д. Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознавае­мой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (St - R) сти­мул — реакция.[3] Данное заявление было закреплено открытием В. М. Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований И. П. Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объяв­лены в нашей стране фундаментальными постулатами для объяснения поведенчес­ких реакций.

В начале 30-х гг. американский психолог Э. Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стиму­лом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.

Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является К. Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представ­ляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то,как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.[4]

В отечественной литературе существует значительное число синонимов понятия «установка»: личный смысл — по А. Н. Леонтьеву, отношения — по В. Н. Мясищеву. внутренняя позиция — по Л. И. Бажович, умонастроение — по Б. Д. Парыгину, моти­вация — по В. И. Ковалеву и т. д. Их общий смысл идентичен по своей сути уста­новке личности, так как все они являются, во-первых, исходным моментом поведе­ния, во-вторых, вызывают готовность действовать определенным образом.

Начиная с 70-х гг. ряд последователей школы Д. И. Узнадзе провели серию экс­периментов по изучению механизмов смены установок, в том числе и социальных. Опираясь на то, что социальные установки имеют такие же свойства, как и установ­ки более низких иерархических уровней (интенсивность, скорость формирования, прочность фиксации и т. д.), они выяснили, что смена происходит по общему закону ассимиляции и контраста.

Отечественные исследования, а тем более зарубежные, продолжали доказывать наличие несовпадений между осознанием человеком фактов, говорящих о необхо­димости менять поведение, и тем, что сделать это крайне трудно. Некоторые отече­ственные психологи, опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ, придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, в том числе и социального, пытались объяснить разрыв между поведением и осозна­нием через бессознательные регуляторы. Это работы Б. Ф. Поршнева, В. В. Нали-мова, В. П. Трусова. Большой интерес в этой связи представляют исследования А. М. Айломазьяна, доказывающие, что социальные установки могут находиться как в области сознательного, так и бессознательного, что в то время не повлияло на орто­доксальную линию в психологии.[5]

Современными западными школами, объясняющими и исследующими регуля­цию поведения человека, в частности в качестве предпринимателя, и наиболее популярными сегодня в России, являются нейролингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер и другие), трансак-ционный анализ (Э. Берн, М. Джеймс, Д. Джонгвард и др.), неогештальтпсихология (Ф. Перлз), онтопсихология (Менегетти), психоделическая школа (С. Гроф, Э. Бон- ни и другие), дианетика и саентология (Р. Хаббард), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.).

Учитывая вышеизложенное, предположим, что психологическое поведение предпринимателя управля­ется как сознательными, так и бессознательными регуляторами. Таким образом, регуляция поведения полностью не подчинена воле человека.


Причины суицида
Здесь мы будем рассматривать только истинные, "разумные" самоубийства. Надо обратить внимание на то, что для истинного самоубийства недостаточно одной причины. Все причины выступают в комплексе. Для более полного описания мы их поделим на группы: 1. Семья 2. Любовь, друзья, одиночество 3. Смысл жизни (так называемые экзисте ...

Почему женщины боятся власти?
Руководство - это искусство заставлять других делать всю работу. Итак, власть сама по себе не является чем-то отрицательным. Однако знание и чувства не всегда совпадают друг с другом. Странным является то, что власть мы чувствуем не дома, не в семье, а на работе, в профессиональной жизни. Вместе с тем женщины не хотят отказываться дома ...

Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты). Опыт 1. Ощущения и восприятие.
Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая ...