Исследование Я-концепции и личностных особенностей детей вынужденных переселенцев. Условия, в которых происходят адаптационные процессы у вынужденных переселенцев и членов их семей

Психология » Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом » Исследование Я-концепции и личностных особенностей детей вынужденных переселенцев. Условия, в которых происходят адаптационные процессы у вынужденных переселенцев и членов их семей

Миграционное поведение переселенцев в своей основе имеет определенный мотив, направляющий его: переселенец желает получить равноправие с коренными жителями, тем самым, подводя базу под право на собственность, право на работу, отдых, образование, жилье и другие социальные блага. На этом правовом поле существенно пересекаются, если не сталкиваются интересы переселенцев и коренных жителей. Как правило, переселенцы занимаются неквалифицированным трудом, длительное время бедны относительно местного населения и полностью зависимы от местной власти, при этом местное население повышает свой социальный статус, переходя на более престижные и квалифицированные работы. Исследования показывают, что социальная адаптация не проходит бесследно для здоровья и детей, и взрослых, причем важнейшим оценочным критерием состояния здоровья является образ жизни, а одним из факторов, в свою очередь, определяющих, образ жизни, является семья. Основными характеристиками семьи являются ее тип и структура, численность, жизненный цикл. Так, на основе оценки условий и образа жизни семьи можно прогнозировать частоту заболеваний у ее членов.

Включенность в переселенческие процессы сопровождается длительным стрессом и приводит к повышению уровня заболеваемости. Многие дети переселенческих семей прибывают из районов, в котором организация медицинского обслуживания была на низком уровне. Поэтому хронические заболевания своевременно не выявлялись, санитарно-гигиеническое просвещение родителей практически отсутствовало. Важнейшим направлением семейной политики в области является забота о здоровье детей вынужденных переселенцев - расширяется сеть социальных учреждений, оказывающих социальную, медицинскую, психолого-педагогическую помощь. Кроме того, переселенцам оказывают помощь некоммерческие, благотворительные организации, национальные землячества, благотворительные фонды, церковь, частные лица.

Специальных медицинских требований к переселенцам в РФ не существует. Врачи, педагоги и социальные работники работают с детьми вынужденных переселенцев, основываясь на данных, предоставленных их родителями. Так как многие из вынужденных переселенцев – выходцы из республик Средней Азии и Кавказа - они недостаточно грамотны и культурны, а также испытывают недоверие к врачам, педагогам и не обладают культурой здорового образа жизни.

По отношению семей переселенцев к своему здоровью и здоровью детей можно выделить следующие типы: 1. Родители внимательны к собственному здоровью и здоровью детей; 2. Родители невнимательны к собственному здоровью и здоровью детей; 3. Родители ведут асоциальный образ жизни и оказывают отрицательное воздействие на детей. Поэтому от определенной части родителей помощи в профилактике детских болезней, лечении детей и ликвидации постстрессового состояния у них не приходится: они не посещают детские учебные, медицинские учреждения, обращаются за помощью только в безвыходной ситуации. При этом следует учитывать то обстоятельство, что, если дети из обеспеченных семей могут получить любую квалифицированную помощь, то дети из малообеспеченных семей могут получить помощь только при получении статуса вынужденного переселенца.

Нами было проведено исследование личностных особенностей и Я-концепции детей вынужденных переселенцев. Исследовательская работа проводилась на базе психологического центра "Росток" (калужский фонд поддержки мигрантов "Жизнь"). В исследовании приняли участие две группы испытуемых: дети мигрантов из стран Ближнего Зарубежья в количестве 20 человек и дети коренных калужан в количестве 20 человек. Возраст испытуемых – 10-12 лет.д.ля получения результатов исследования, максимально отражающих действительное положение вещей подбор второй группы испытуемых осуществлялся по нескольким принципам. Указанные выше характеристики исследовались у детей из малообеспеченных семей, преимущественно с одним родителем, живущих в удаленных от центра районах города и, таким образом, по социальным критериям дети из двух исследуемых групп были приблизительно уравнены.


«Рисунок имени»
Способствовать самоуважению ...

Понятие профессиональной зрелости коллектива
Руководителей-практиков давно волнует вопрос о том, как измерить степень зрелости той или иной рабочей группы, перевести качественную характеристику в количественные показатели. Интересную методику разработали немецкие специалисты В. Зигерт и Л. Ланг[1] - оценку по четырехбалльной шкале степени интенсивности 21 негативного признака. К и ...

Тревожные дети
1) В психологии под тревожностью понимается "устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени", эмоциональный дискомфорт. Виды тревожности Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ...