Воспитание как фактор целенаправленного развития личности
Страница 1

Психология » Процесс естественного и социального развития человека » Воспитание как фактор целенаправленного развития личности

"Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания "понимаемых моти­вов" и мотивов "реально действующих", а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату дея­тельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети под­росткового возраста знают о наличии важной и общественно ответс­твенной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в со­циально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые" мо­тивы в реально действующие.

Главная цель развития личности - возможно более полная реа­лизация человеком самого себя, своих способностей и возможнос­тей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны пу­тем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом про­цессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежа­щими в основании развитой личности, являются активность, стрем­ление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общест­ва, превращение их в глубоко личные для данного человека ценнос­ти, убеждения, потребности.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер фор­мирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, от­носятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) пони­мать других людей и требовательность к себе и другим; способ­ность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее ка­чество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оп­тимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в еди­ной личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представля­ющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуж­дений человека.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных дея­тельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими моти­вами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценнос­тей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель;

для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сме­няющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфи­ческий вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время, развитие мотивационно-потребностной сфе­ры происходит не только по пути включенных в нее новых образова­ний, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивацион­но-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Пол­ноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познава­ем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляю­щие окружающим миром, предсказывать события и проверять, прои­зойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, ка­залось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно­научному, гуманитарному и т.д.).

Страницы: 1 2 3


Особенности подросткового возраста
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детс ...

Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский)
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не к ...

Социально – психологический климат в коллективе
Профессиональная зрелость коллектива характеризуется еще одним важным фактором — социально-психологическим климатом, сложившимся в конкретном рабочем коллективе. Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура обще ...