Воспитание как фактор целенаправленного развития личности
Страница 1

Психология » Процесс естественного и социального развития человека » Воспитание как фактор целенаправленного развития личности

"Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания "понимаемых моти­вов" и мотивов "реально действующих", а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату дея­тельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети под­росткового возраста знают о наличии важной и общественно ответс­твенной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в со­циально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые" мо­тивы в реально действующие.

Главная цель развития личности - возможно более полная реа­лизация человеком самого себя, своих способностей и возможнос­тей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны пу­тем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом про­цессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежа­щими в основании развитой личности, являются активность, стрем­ление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общест­ва, превращение их в глубоко личные для данного человека ценнос­ти, убеждения, потребности.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер фор­мирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, от­носятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) пони­мать других людей и требовательность к себе и другим; способ­ность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее ка­чество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оп­тимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в еди­ной личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представля­ющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуж­дений человека.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных дея­тельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими моти­вами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценнос­тей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель;

для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сме­няющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфи­ческий вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время, развитие мотивационно-потребностной сфе­ры происходит не только по пути включенных в нее новых образова­ний, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивацион­но-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Пол­ноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познава­ем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляю­щие окружающим миром, предсказывать события и проверять, прои­зойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, ка­залось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно­научному, гуманитарному и т.д.).

Страницы: 1 2 3


Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, "клиническое" (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, "мотивационного", направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на не ...

«Дом. Дерево. Человек»
Позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. ...

Анализирующий этап результатов деятельности.
Педагогу необходимо осознавать результаты своей деятельности. Процессы осознания присутствую в условиях каждой проблемной ситуации, и сознательное постижение проблемы открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации то рефлексия, напротив, члени ...