Результаты исследования
Страница 2

График 10.

Различия по параметру "направленность на дело" между двумя группами выражена слабо (t=1,6), при довольно низких показателях у обеих групп (график 11).

График 11.

Исходя из полученных результатов, можно констатировать следующее: значимые различия наблюдаются по критериям "направленность на себя" и "направленность на общение" между двумя группами и свидетельствует о значимости оценки своего "Я" и значимости социальных контактов у детей вынужденных переселенцев. По нашему мнению, это объясняется: 1. недостатком общения со сверстниками и недостатком внимания со стороны окружающих, в основном близких взрослых, у детей мигрантов; 2. Тем, что акцентуация собственного "Я" и значимости социальных контактов является компенсаторной реакцией в ответ на вышеперечисленные обстоятельства.

Незначительные различия по критерию "направленность на дело" в сочетании с низкими показателями в обеих группах свидетельствуют о низкой значимости данного аспекта в жизни детей и о незначительном влиянии личностной ориентации на дело на ее адаптацию к новым этно - условиям, что, в свою очередь, можно объяснить тем, что ведущей (по Д.Б. Эльконину) деятельностью в избранном нами для исследования возрасте является общение и при выборе приоритетных высказываний в методике направленность на дело, как общая направленность личности этим "угнетается".

При изучении "потребности в достижении" и "мотивации одобрения" использовались соответствующие шкалы теста Б. Басса и нами были получены следующие результаты:

По шкале потребность в достижении результаты у двух групп имеются значимые различия (t=5,24), при том, что у детей мигрантов получены более низкие результаты (Приложение 4, график 12).

График 12.

По результатам применения шкалы "мотивация одобрения" также наблюдается расхождение в результатах (t=4,23), но здесь дети мигрантов получили более высокие баллы (Приложение 5, график13).

График 13.

В результате наблюдения за эмоциональными реакциями детей в ходе выполнения 2-го цикла заданий не было отмечено столь негативных реакций, как в первом случае. Дети в обеих группах с интересом и готовностью приступали к заполнению методик. Следовательно, из этого можно заключить, что у детей не возникает защитной реакции на вышеуказанные характеристики. Так, низкий уровень потребности достижения в сочетании с высоким уровнем мотивации одобрения у детей мигрантов может привести (и часто приводит) к внутриличностной рассогласованности в процессе социальных взаимодействий, общения, обучения. У детей калужан результаты по обеим шкалам приблизительно одинаковы, что говорит о внутреннем комплексном единстве двух рассматриваемых критериев.

Таким образом, можно говорить о значимых различиях между группами детей вынужденных мигрантов и детей коренных калужан по вышерассмотренным критериям. Все критерии можно разделить на 2 группы: составляющие Я-концепции и личностные характеристики, причем в рамках обоих аспектов выявлены различия, которые (с негативным оттенком у детей мигрантов) являются помехой в общении между детьми мигрантов и детьми калужан, и, следовательно, помехой в адаптации переселенцев к новым этнокультурным условиям.

Страницы: 1 2 


Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...

Тема 4: Что объединяет людей?
Цель: поддержка в реализации индивидуальных замыслов, совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии, снятие телесных зажимов. 1.помочь детям осознать качество настоящего друга; 2. подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить; 3.дать детям представление о понятии «сотрудничество»; 4.помочь детям ...

Темперамент.
Как на общительность человека влияет его темперамент? Может это он виноват в том, что некоторые люди испытывают трудности в общении? Темпераментом называется совокупность динамических особенностей психических процессов и поведения. О людях, которые по-разному - одни быстрее, другие медленнее реагируют на слова и действия других, говорят ...