Результаты исследования
Страница 2

График 10.

Различия по параметру "направленность на дело" между двумя группами выражена слабо (t=1,6), при довольно низких показателях у обеих групп (график 11).

График 11.

Исходя из полученных результатов, можно констатировать следующее: значимые различия наблюдаются по критериям "направленность на себя" и "направленность на общение" между двумя группами и свидетельствует о значимости оценки своего "Я" и значимости социальных контактов у детей вынужденных переселенцев. По нашему мнению, это объясняется: 1. недостатком общения со сверстниками и недостатком внимания со стороны окружающих, в основном близких взрослых, у детей мигрантов; 2. Тем, что акцентуация собственного "Я" и значимости социальных контактов является компенсаторной реакцией в ответ на вышеперечисленные обстоятельства.

Незначительные различия по критерию "направленность на дело" в сочетании с низкими показателями в обеих группах свидетельствуют о низкой значимости данного аспекта в жизни детей и о незначительном влиянии личностной ориентации на дело на ее адаптацию к новым этно - условиям, что, в свою очередь, можно объяснить тем, что ведущей (по Д.Б. Эльконину) деятельностью в избранном нами для исследования возрасте является общение и при выборе приоритетных высказываний в методике направленность на дело, как общая направленность личности этим "угнетается".

При изучении "потребности в достижении" и "мотивации одобрения" использовались соответствующие шкалы теста Б. Басса и нами были получены следующие результаты:

По шкале потребность в достижении результаты у двух групп имеются значимые различия (t=5,24), при том, что у детей мигрантов получены более низкие результаты (Приложение 4, график 12).

График 12.

По результатам применения шкалы "мотивация одобрения" также наблюдается расхождение в результатах (t=4,23), но здесь дети мигрантов получили более высокие баллы (Приложение 5, график13).

График 13.

В результате наблюдения за эмоциональными реакциями детей в ходе выполнения 2-го цикла заданий не было отмечено столь негативных реакций, как в первом случае. Дети в обеих группах с интересом и готовностью приступали к заполнению методик. Следовательно, из этого можно заключить, что у детей не возникает защитной реакции на вышеуказанные характеристики. Так, низкий уровень потребности достижения в сочетании с высоким уровнем мотивации одобрения у детей мигрантов может привести (и часто приводит) к внутриличностной рассогласованности в процессе социальных взаимодействий, общения, обучения. У детей калужан результаты по обеим шкалам приблизительно одинаковы, что говорит о внутреннем комплексном единстве двух рассматриваемых критериев.

Таким образом, можно говорить о значимых различиях между группами детей вынужденных мигрантов и детей коренных калужан по вышерассмотренным критериям. Все критерии можно разделить на 2 группы: составляющие Я-концепции и личностные характеристики, причем в рамках обоих аспектов выявлены различия, которые (с негативным оттенком у детей мигрантов) являются помехой в общении между детьми мигрантов и детьми калужан, и, следовательно, помехой в адаптации переселенцев к новым этнокультурным условиям.

Страницы: 1 2 


Психодинамическая теория личности
Основоположником психодинамической теории личности, также известный под названием "классический психоанализ", является австрийский ученый З. Фрейд. По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия - либидо (от лат. - влечение, ж ...

Профилактика конфликтов в профессионально - зрелых коллективах
Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними[11]. Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер пр ...

Предпосылки развития личности в младенческом возрасте
В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и оп ...