Результаты исследования
Страница 2

График 10.

Различия по параметру "направленность на дело" между двумя группами выражена слабо (t=1,6), при довольно низких показателях у обеих групп (график 11).

График 11.

Исходя из полученных результатов, можно констатировать следующее: значимые различия наблюдаются по критериям "направленность на себя" и "направленность на общение" между двумя группами и свидетельствует о значимости оценки своего "Я" и значимости социальных контактов у детей вынужденных переселенцев. По нашему мнению, это объясняется: 1. недостатком общения со сверстниками и недостатком внимания со стороны окружающих, в основном близких взрослых, у детей мигрантов; 2. Тем, что акцентуация собственного "Я" и значимости социальных контактов является компенсаторной реакцией в ответ на вышеперечисленные обстоятельства.

Незначительные различия по критерию "направленность на дело" в сочетании с низкими показателями в обеих группах свидетельствуют о низкой значимости данного аспекта в жизни детей и о незначительном влиянии личностной ориентации на дело на ее адаптацию к новым этно - условиям, что, в свою очередь, можно объяснить тем, что ведущей (по Д.Б. Эльконину) деятельностью в избранном нами для исследования возрасте является общение и при выборе приоритетных высказываний в методике направленность на дело, как общая направленность личности этим "угнетается".

При изучении "потребности в достижении" и "мотивации одобрения" использовались соответствующие шкалы теста Б. Басса и нами были получены следующие результаты:

По шкале потребность в достижении результаты у двух групп имеются значимые различия (t=5,24), при том, что у детей мигрантов получены более низкие результаты (Приложение 4, график 12).

График 12.

По результатам применения шкалы "мотивация одобрения" также наблюдается расхождение в результатах (t=4,23), но здесь дети мигрантов получили более высокие баллы (Приложение 5, график13).

График 13.

В результате наблюдения за эмоциональными реакциями детей в ходе выполнения 2-го цикла заданий не было отмечено столь негативных реакций, как в первом случае. Дети в обеих группах с интересом и готовностью приступали к заполнению методик. Следовательно, из этого можно заключить, что у детей не возникает защитной реакции на вышеуказанные характеристики. Так, низкий уровень потребности достижения в сочетании с высоким уровнем мотивации одобрения у детей мигрантов может привести (и часто приводит) к внутриличностной рассогласованности в процессе социальных взаимодействий, общения, обучения. У детей калужан результаты по обеим шкалам приблизительно одинаковы, что говорит о внутреннем комплексном единстве двух рассматриваемых критериев.

Таким образом, можно говорить о значимых различиях между группами детей вынужденных мигрантов и детей коренных калужан по вышерассмотренным критериям. Все критерии можно разделить на 2 группы: составляющие Я-концепции и личностные характеристики, причем в рамках обоих аспектов выявлены различия, которые (с негативным оттенком у детей мигрантов) являются помехой в общении между детьми мигрантов и детьми калужан, и, следовательно, помехой в адаптации переселенцев к новым этнокультурным условиям.

Страницы: 1 2 


Сопоставимость результатов
Несмотря на то, что анализ информационных связей и факторный анализ оперируют величинами совершенно разной природы, основные выводы, вытекающие из полученных с их помощью результатов, совпадают: относительный вклад генетических факторов с возрастом снижается, а вклад индивидуальной среды возрастает. Как показали расчёты исследователей, ...

Опросник мотивации достижения Мехрабиана
М. Ш. Магомед – Эминов (модификация А. Мехрабиана) Цель: Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназна ...

Факторы психологической адаптации к профессиональной деятельности
Центральное место в исследовании проблемы адаптации занимает вопрос о факторах как совокупность условий и обстоятельств, определяющих темп и уровень, устойчивость и результат данного процесса. Традиционным стало разделение этой совокупности на факторы, отражающие различные стороны производственной ситуации, включая как объективные, так ...