Методы психодиагностики мышления. Младшего школьника

В младшем школьном возрасте под влия­нием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения про­исходят в развитии последнего вида мышления, которое в нача­ле данного периода жизни ребенка еще относительно слабо раз­вито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, стано­вится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления. Что такое траверс Крепеж24.

Методика 1. «Матрица Равена»

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-об­разного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представ­лениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня раз­вития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специаль­ным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняю­щихся матриц Равена (см. рис. 8А, Б, В, Г, Д).

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняю­щихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в рас­положении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и под­бор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостаю­щей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (дан­ная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разны­ми рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ре­бенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его дета­лей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 ми­нут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каж­дая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл1.

Выводы об уровне развития:

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 балла

0-1 балл

очень высокий.

высокий.

средний.

низкий.

— очень низкий.

' Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приво­димых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 — 7,2 — 6,3 — 6,4 — 1,5 — 2,6 — 5,7 — 6, 8-1,9-3,10-5.


Социальная природа ролевой игры дошкольника
Согласно взглядам большинства зарубежных психологов детская игра – это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых детского мира. Так, с позиции психоанализа, детская игра является одним из механизмов выхода запрещенных влечений. Примитивная детская игра и высшие проявления человеческого духа (наука, культура, искусство) – ...

Арт-терапевтические методы психокоррекции в дошкольном возрасте
Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее си ...

"Синдром помощницы"
Любого незаменимого можно заменить другим незаменимым. Чтобы Вас воспринимали не как Золушку, а как лидера, говорите о Ваших успехах, а не о том, чего они Вам стоили, что Вам пришлось для этого испытать и пережить. Осознайте, что так говорят те женщины, которые делают ставку на деловой квалификации, производительности своего труда и н ...