Представления о взаимодействии и функциях конфликта в генетической психологии

Психология » Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте » Представления о взаимодействии и функциях конфликта в генетической психологии

Генетическая теория Ж. Пиаже весьма близко подходит к описанию конфликтных механизмов развития, но не описывает их прямо, т.е. не представляет как собственно конфликтные. Эти два обстоятельства, как нам кажется, являются существенными. Первое обстоятельство связано с методом исследования, введенным Пиаже во время работы в Институте Ж.‑Ж. Руссо. Клинические наблюдения за спонтанной деятельностью детей позволили эмпирически выделить то, что впоследствии в теории приобрело значение двух ключевых процессов интеллектуального развития – ассимиляции и аккомодации с одной стороны, и демонстрировало процессы уравновешивания с другой. Клинические наблюдения позволили также систематически наблюдать те реальные столкновения, которые преодолевает детская мысль.

Второе обстоятельство имеет практические основания. Если мы хотим не просто фиксировать те или иные закономерности развития, но и строить образовательную практику, то мы должны представлять себе формы совместности, которые обеспечивают сопряжение деятельностей, ведущее к новообразованиям. Представления о конфликте являются звеном, интегрирующим предметно-дидактические, педагогические и собственно психологические знания в проектировании / реализации. Эти представления являются не просто тем, что «нужно учитывать», но тем, что позволяет поляризовывать и обнажать для нас и для ребенка ту деятельность, которую он строит.

Оба обстоятельства становятся понятными, если принять во внимание ключевые установки исследовательской программы Ж. Пиаже. С одной стороны, это выявление генетических стадий развития интеллекта как универсальной человеческой способности, сводимое в проект генетической эпистемологии, а с другой, – клиническая ориентация исследований с наблюдением за спонтанным поведением детей. Первая установка определяет предмет исследований – своеобразие детского интеллекта в рамках возрастной динамики, вторая же метод – систематическое клиническое наблюдение и классификации клинического материала.

Описания конфликта как механизма «размыты» и «размазаны» по исследовательской программе, конфликт не является предметом исследования. Поэтому необходимо выделить особенности понимания конфликта в исследованиях Ж. Пиаже.

Можно выделить три смысла, в которых употребляется термин «конфликт» в его работах, и, соответственно им, представления об инструментальных функциях конфликта: конфликт как диагностическая ситуация, конфликт как диагностический и формирующий прием и конфликт как механизм развития.

Конфликт как диагностическая ситуация.

Там, где дело у Ж. Пиаже касается условно говоря «чистого эмпирического описания», конфликт выступает в функции диагностической ситуации, т.е. как такое эмпирическое состояние процесса, которое обнажает его структуру. «Ребенок считает, что расстояние между двумя предметами изменится, если между ними положить третий предмет… Везде, где речь идет о непрерывных или дискретных величинах, приходится сталкиваться с отсутствием элементарнейших форм сохранения, что, в свою очередь, является результатом отсутствия операциональной обратимости. Это становится непосредственно очевидным, когда имеется конфликт между воспринимаемой конфигурацией и логикой». Эта ситуация является для Пиаже диагностической во всех экспериментах на сохранение, а также в экспериментах на понимание противоречий.


Завершение темы
Задача – помочь детям увидеть изменения в своем поведении при общении с окружающими его людьми и, по возможности, постараться их объяснить. Иногда на этом этапе требуется провести специальные упражнения на релаксацию, основанные, например, на чередовании сложной ситуации общения и приятной расслабляющей беседы. Сила «Я» предполагает а ...

Метод оценки уровня развития речи у младших школьников
Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мыш­ления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводит­ся психодиагностика развития мышления, она частично затра­гивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в полу­чаемых показателях не может не отразиться уровень развит ...

Преимущества используемого метода
Оправданно актуальный поиск нового метода исследования привёл к разработке метода исследования комбинированного влияния наследственности и среды, опирающегося на анализ изменений в распределениях фенотипа в популяции. Полученные модели позволили оценивать динамику не только дисперсий, но и средних значений рассматриваемых величин как не ...