Методы изучения воображения

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у I него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

1. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумыва­ние темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до > одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу. Мифов и фактов о метаболизме.

Методика 1.«Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1

баллставится ребенку в том случае, если за отведенное выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла

ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, ку­бик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов

ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется неболь­шое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов

ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов

ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов

по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, деталь­но проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Тест. «Особенности творческого воображения».

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Ход задачи. Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Студенты записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все слова. Оценка рассказов по критерию предыдущей задачи.

Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Вывод.

Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.


Особенности обучения и психического развития детей младшего школьного возраста. Характеристика новообразований психики младшего школьника
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выражающееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие в частности характерно таким проявлением как новообразования, то есть возникновение ранее не выражаемой способности или усложнение уже существующей. Каждый возра ...

Запах как фактор, влияющий на изменение эмоционального состояния
Изучением запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния, занимались И. П. Павлов, О. Б. Вайнштейн, М. Монтель, П. Басинский, Е. Ю. Артемьева, Т. А. Акопян, С. Дубровская, А. И. Костяев, Е. Марунина, И. В. Саков и другие. Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими ...

Экспресс-анализ самооценки с помощью моторной пробы
Методика удобна быстротой проведения и обработки результатов. Оборудование: секундомер, подготовленные карты для испытуемого (4 штуки). При проведении методики использовалась следующая инструкция: "Посмотрите внимательно на эту карту (карту испытуемого). Нужно будет в течение 10 секунд поставить крестики "+" в максимально ...