Сознание животных
Страница 3

Продолжается это только до тех пор, пока популяция не сократится до оптимальных размеров. Если бы удалось найти "канал", по которому идет этот приказ, человек мог бы управлять численностью различных популяций. Известно, что биологически зарождение мужской или женской особи равновероятно. Однако если в популяциипочему-либо оказывается мало самок, то среди новорожденных вдруг начинают преобладать самки, если мало самцов, то количество самцов среди вновь родившихся начинает превышать среднюю цифру. Процесс этот продолжается до тех пор, пока соотношение полов не выравнивается. Ясно, что отдельная особь не может по собственному желанию влиять на пол своего потомства. В то же время речь идет о явлении, повторяющемся с правильностью закона. Явление, о котором идет речь, хорошо известно и в человеческом сообществе Среди демографов оно получило название "феномена "военных лет" Во время войн и после них в воевавших странах, понесших значительный урон среди мужского населения, наблюдается внезапный рост уровня новорожденных мужского пола. Известно несколько подходов к объяснению физиологического механизма этого явления Нас интересует, однако, не сам механизм, а то главное, - что стоит за всем этим,регулируюшее начало, "Большая воля", приводящая механизм в действие. Исследователи отмечают это -- регулирующее воздействие самой совокупности особей. Пребывание в стаях коррегирует поведение отдельных особей в полезную для них сторону. По словам одного из орнитологов, происходит "инстинктивное координирование поведения путем образования стаи" Соответственно сам смысл образования стай, стад, возможно, в том и заключается, чтобы возникли "Большая воля" и "Большое знание" Именно они подчиняют поведение, инстинкт и волю отдельной особи цели более важной, чем ее собственное бытие, - выживанию популяции. Исследователи все больше приходят к мысли, что совокупность живых существ -- это нечто качественно иное, чем принято было считать до сих пор. При виде стаи саранчи, которая движется плотной, компактной массой, достигающей иногда веса в 10000 тонн, трудно бывает отделаться от ощущения, что это некое единое гигантское существо.

Такое же впечатление производят порой иперелетные стаи птиц, летящих сплошной живой массой. Отдельные особи кажутся как бы частицами некоего единого организма, а их нервная система и мозг -- компонентами общего "сверхсознания" о живом существе. Возможно, здесь уместна следующая аналогия "Летящие брызги бушующего водопада, - писал Шопенгауэр, -- сменяют друг друга с быстротой молнии, между тем как радуга, основой которой они служат, стоит над ними невозмутимом покое" Не так лии "сверхорганизм" пребывает в "невозмутимом покое", в то время как отдельные особи, составляющие его, поколение за поколением сменяют друг друга. Можно ли допустить мысль, что "сверхорганизмы", населяющие Землю, в свою очередь образуют некую совокупность следующего, более высокого порядка? В свое время Вернадский ввел понятие "биосферы", которым он обозначил сумму всего живого, населяющего нашу планету. По словам академика АМН Казначеева, биосфера должна рассматриваться как "единый целостный планетарный организм". Также воспринимал биосферу известный французский палеонтолог и философ Тейяр де Шарден. Это, по его словам, "живое существо, расползшееся по Земле, с первых же стадий своей эволюции оно вырисовывает контуры единого гигантского организма". Атомы, "вошедшие в биосферу, - писал Вернадский, - атомы, захваченные жизненным вихрем, редко возвращаются, а может, и вообще не возвращаются обратно в косную материю. Изучая биосферу, Вернадский пришел к парадоксальному выводу, что в геохимическим отношении она пребывает неизменной в течение всей своей эволюции. Со времени возникновения жизнибиосфера имела ту же массу, что и сейчас. Появляются и исчезают целые классы и виды живых существ, биосфера же, этот "целостный планетарный организм", остается как бы в "невозмутимом покое". Возможно ли предположить, чтобы этот совокупный планетарный организм был наделен неким подобием единого сознания? Многие известные философы и ученые допускали это.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Нами была проведена беседа с учащимися 1 и 2 классов СКОУ VIII вида и учениками 1 класса общеобразовательной школы. Следует отметить, что, в отличие от учащихся общеобразовательной школы, ученики СКОУ VIII вида отвечали на вопросы коротко, односложно: «да» или «нет». Поэтому приходилось задавать побочные, наводящие вопросы - «Почему да? ...

Власть - это ценный козырь
Нет между людьми закона более нравственного, чем закон власти и подчинения. (Томас Карлейль) Мужчинами, как правило, власть всегда воспринимается положительно. Независимо от того, идет ли речь о политике или экономике, им всегда есть что сказать. Обладать властью для них означает возможность говорить решающее слово, принимать решения и ...

Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека
Научному изучению причин активности человека, ее детерминации, положили начало великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциона ...