Сознание животных
Страница 4

Земля, на которой мы живем, утверждал известный немецкий физик Фехтер, должна иметь некое единое коллективное сознание. Подобно тому как человеческий мозг состоит из множества отдельных клеток, сознание планеты, считал он, слагается из сознаний отдельных живых существ, обитающих на ней. Этой же точки зрения придерживался и Иоганн Кеплер, основоположник астрономии Нового времени. Планеты, считал он, являются живыми существами. Насколько мозг отличен от отдельной клетки, входящей в его состав, настолько же планетарное сознание отлично от сознания индивида. Биосферы различных небесных тел, считал В. И. Вернадский, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом планетарные сознания рассеянные во Вселенной, образуют, возможно, некую суммарную совокупность, то, что может быть обозначено как "Разум", "Сознание Вселенной", "Космос". Говоря о таком совокупном сознании, мы имеем в виду прежде всего его материальную основу - взаимосвязанную сумму всего живого, населяющего космос. Именно так понимал это Циолковский, выступавший с утверждением о существовании "космический разумных сил" и "космического мозга". "Я не только материалист, - писал он в этой связи, - но и панпсихист, признающий чувственность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". К мысли о существовании "разумной силы", присутствующей в космосе, в конце своей жизни пришел и Эйнштейн, стоявший, как известно, на позициях естественнонаучного материализма.

Страницы: 1 2 3 4 


Умение рационально разрешать конфликты
В работе всякого коллектива не обходится без напряжений и даже конфликтов. Задача руководителя - эффективно управлять ими так, чтобы использовать все конструктивные возможности и предотвращать негативные последствия. Ограничения могут быть связаны с тем, что человек не умеет рационально вести себя в конфликтной ситуации. Предлагаемый н ...

Представления о взаимодействии и функциях конфликта в культурно-исторической концепции
Впервые глубоко и систематически проблема культурного развития ребенка начала исследоваться в рамках культурно-исторической концепции. Она ставилась прежде всего как проблема знакового опосредствования в ситуации овладения ребенком собственным поведением, превращения его в культурное. Идея знакового опосредствования является моделью пер ...

Онтологии и функции конфликта в ситуации учения-обучения. Конфликтный аспект взаимодействий в ситуации учения-обучения
Разрешение противоречий различного содержания происходит в актах деятельности, коммуникации и мышления и представляет из себя сложный, неоднозначный и как правило, непредсказуемый процесс. Акты действия, коммуникации и мышления, прежде чем совершиться, предполагают ситуации, из которых они вытекают и которыми определяются. Ситуации, в с ...