Сознание животных
Страница 1

В смысле противопоставления своего я окружающей среде, свойственно, вероятно, лишь высшим формам. Главным условием сознательной деятельности является присутствие высокоразвитой нервной системы и хорошо развитых органов чувств. У низших многоклеточных животных, у которых нет нервной системы, как у губок, или нервная система является в виде разбросанных под эктодермой отдельных нервных клеток, мы вряд ли можем допускать сознательную деятельность, требующую прежде всего органа для суммирования получаемых раздражений и испытываемых ощущений. Если отсутствует такой орган, то естественно допускать и отсутствие сознание. Таким образом сознание может быть допускаемо у таких форм, у которых имеется центрированная нервная система, но опять-таки мы не имеем права заключать, что присутствие такой системы должно непременно сопровождаться наличностью сознания. Весьма может быть, что психическая деятельность большинства животных сводится к рефлексу и инстинкту и только у высших форм являются элементы сознательной деятельности. Совершенно произвольно допущение сознания у одноклеточных организмов, а равно в отдельных клетках животных и растений. Ферворн показал, что движения простейших отличаются чрезвычайным однообразием, что простейшие не проявляют разборчивости в выборе пищи и что каждый отрезанный кусочек амёбы, например, проявляет те же свойства, как и целое животное. Клеточное ядро, таким образом, отнюдь не может считаться центром психической деятельности. Самое большее, что мы можем допустить, это присутствие в живой клетке некоторых смутных и неясных ощущений, связанных с происходящими внутри ее процессами и внешними раздражениями. Что касается до центров сознательной деятельности, то у высших позвоночных они находятся в полушариях большого мозга, а именно в их корковом слое. У низших позвоночных, напр. у рыб, стенка этих полушарий представляет столь простое строение, а именно состоит из одного слоя клеток эпителиального, а не нервного характера, что центры сознательной деятельности должны помещаться в какой-нибудь другой части мозга. У беспозвоночных центром сознательной деятельности является головной ганглий, но, впрочем, и обезглавленные животные совершают часто движения, которые у необезглавленного животного мы бы приняли за сознательные. Одни объясняют это обстоятельство тем, что означенные движения вовсе не сознательны, а инстинктивны или рефлекторны, а другие тем, что сознательная деятельность присуща не только головному, но и прочим частям нервной системы беспозвоночных. Присутствие центров сознательной деятельности в головном мозге основано главным образом на опытах постепенного удаления коркового слоя у высших позвоночных, причем интеллектуальные способности постепенно уменьшаются, хотя животное продолжает жить (Флуранс, Гольтц, Ланнеграс). Опытные данные над беспозвоночными также имеются (Максуэль, Бете и др.), но недостаточно разработаны.

ПЛАНЕТАРНОЕ СОЗНАНИЕ ЖИВОТНЫХ.

Был поставлен опыт: строившийся термитник перегородили так, чтобы насекомые, находившиеся в одних его частях, были изолированы от насекомых в других. Несмотря на это, строительство продолжалось по той же чрезвычайно сложной схеме, а каждый ход, вентиляционный канал или помещение, которые оказались разделенными перегородкой, приходились точно на стыке одно против другого.Ясно, что ни один отдельно взятый термит неспособен вместить всю полноту информации о сооружениив целом. Можно ли предположить, что носителем такой информации является не отдельный термит, акак бы вся совокупность, вся популяция? Вот наблюдение французского энтомолога Луи Тома, много лет занимавшегося термитами: "Возьмите двух или трех-ничего не изменится, но если вы увеличите их число до некоей "критической массы", произойдет чудо. Будто получив важный Приказ, термиты начнут создавать рабочие бригады. Онипримутся вкладывать один на другой маленькие кусочки всего, что им попадется, и возведут колонны, которые затем соединят сводами, пока не получится помещение, напоминающее собор. Иными словами, "Большое знание", знание о сооружении в целом, возникает только тогда, когда налицо некое сообщество особей. Подобное явление не единично. Стая саранчи следует обычно строго определенным маршрутом через пустыни, через поля к зеленым долинам -- туда, где есть корм. Но если из общего потокаизъять отдельную особь, она тут же теряет направление и будет беспорядочно бросаться то в одну, то в другую сторону. Отдельно взятая особь не знает ни направления движения ни цели. Стая - знает. Птицы тоже, как, известно, совершают свои перелеты стаями. Долгое время полагали, что их движением руководят старые и более опытные. Японский орнитолог профессор Ямато Хирусуке установил, что у перелетных стай - фактически нет ведущего. Случается, во время перелета во главе стаи оказывается чуть ли не птенец. По данным Ямамото Хиросуке, из 10 случаев в 6 во главе стаи может оказаться молодая птица, появившаяся изяйца только этим летом. Ясно, что она "не может знать" традиционных путей перелета, простирающихся порой на тысячи километров. А тем более вести за собой остальных. Как и у других особей, знание это - "Большое знание" -- существует, только пока птицы находятся вместе, пока они составляют некую "критическую массу". Отбившись от стаи, оказавшись одна, птица обычно не может найти нужного направления. Оказавшись в одиночку среди чужого населения птица блуждает и в конце концов погибает. Но стоит множеству таких же, не имеющих "направления", особей собраться в стаю, как возникает знание, которого до этого не было. Подобный же эффект "критической массы", очевидно, существует и у рыб. Были поставлены опыты, в ходе которых в поисках выхода рыбам приходилось плыть по лабиринту. Оказалось, что верное направление группа рыб выбирает быстрее, чем рыбы, плывшие по одиночке. Помимо "большого знания", стае, стаду, популяции оказывается присущ еще один феномен. Возникает он также только тогда, когда собирается вместе некая масса особей значительное их число. "Стаи саранчи, - отмечает исследователь, -- огромные тучи красноватого цвета, опускаются и взлетают, словно по команде". Взлетают не так -- сначала одна, потом другая, затем, как бы по примеру их, остальные. Происходит это так, как если бы ктото скомандовал: "Раз. Два. Три!"Когда движется живая стена саранчи, отдельную особь, находящуюся в общей массе, невозможно остановить. Невозможно заставить ее изменить движение, свернуть с пути. Насекомые, обходили препятствия, переползали через стены, проходили сквозь кустарники, даже бросались в воду и огонь и неудержимо продолжали двигаться

Страницы: 1 2 3 4


Как победить свою неуверенность.
Теперь понятно, что причиной застенчивости является неуверенность. И что с эти делать? Поставить диагноз – это еще пол дела, надо еще выписать лечение. Следующее упражнение используется многими авторами. Но я возьму его в том варианте, который предлагает Дж.Джампольски, известный врач и психотерапевт, прославившийся тем, что создал удив ...

Эмоциональные отклонения у аддиктов
У большинства игровых аддиктов без объективных причин снижен общий фон настроения, что подтверждается наблюдениями и беседами с аддиктами и их близкими. Более того, настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшается. Этот факт требует объяснения, т.к. при любой аддикции удовлетворение аддиктивной потребности вызы ...

Этнопсихологический аспект в педагогике
Целостное описание этнической общности предполагает изучение особенностей ее системы воспитания как института передачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личность выступает членом нескольких сообществ: этноса, государства, мирового сообщества, но исторически всего прочнее - ее этническое окружение. Этно ...