В исследовании, выполненном Лорандо детских способностей к децентрации и сохранению в дошкольном возрасте используется идея формирующего эксперимента с последовательным конструированием конфликтов.
Разобьем весь ход эксперимента на последовательность действий, выполняемых экспериментатором с одной стороны и испытуемыми, с другой. «Группу испытуемых просили предсказать уровень, которого достигнет вода, после того, как ее перельют из одного сосуда в другой, отличающийся по форме. Затем испытуемые демонстрировали, до какого уровня в действительности поднялась вода. После этого испытуемых спрашивали о сохранении, и если они его отрицали, просили добавить необходимое количество воды. Эта процедура повторялась с сосудами, все более и более различающимися по форме, до тех пор, пока один становился уж слишком широким и низким, а другой – высоким и узким, и становилось очевидно, что равенство уровней не обеспечивает равенства количества жидкости».
Вскрытию структуры задачи на сохранение способствует последовательно осуществляемые действия с материалом, которые приводят к поляризации в одном времени-пространстве детских представлений о количестве для них самих. Эти представления о количестве опираются на восприятие формы с одной стороны и на логику подачи материала, с другой. Конфликт восприятии приводит к представлениям о сохранении. Интересно, что конфликт строился только у тех испытуемых, которые отрицали сохранение, т.е. у детей, «с отсутствием» представлений о сохранении количества воды, но одновременно с этим, эти дети уверенно ориентировались в оценке количества через восприятие формы. Таким образом, работа экспериментатора состояла в актуализации противоречивых действий оценки количества воды, каждое из которых принадлежит одному и тому же испытуемому: одно как стереотипное), другое как опытное испытание материала).
Таким образом, в указанном эксперименте отчетливо выступает метод конструирования конфликта как приема формирования представлений о сохранении.
Рекомендации по избавлению от застенчивости
Если же вы безнадежно застенчивы и общение с людьми для вас в тягость, попробуйте провести несколько «упражнений», помогающие развить способность взаимодействия с людьми.
1). Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, проехать и т.п.? Если это случается крайне редко, значит, у вас угрюмое, злое, надменное или замкнутое ...
Медитация как средство изменения сознания
В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, «образов мир») часто скрывается один и тот же путь ...
Социальные и культурные предпосылки застенчивости.
Есть два пути изменения нежелательного поведения: изменение его последствий или же изменение его причин: модификации поведения; Одно предусматривает излечение от страдания, другое позволяет обезопасить себя от страданий. Отдельных индивидов можно вылечить от болезни с помощью терапевтических приемов: общество можно застраховать от болез ...