Методы исследования коллектива на примере одного из структурных подразделений государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский индустриальный колледж»
Способность строить конструктивные отношения в коллективе, эффективно решать спорные проблемы является важным показателем деятельности как руководителя, так и работников учреждения.
Известно, что в 45% случаев конфликтные ситуации происходят по вине руководителя, (несоответствие личности руководителя уровню зрелости коллектива или несоответствие отдельных работников в коллективе уровню зрелости всего коллектива); 33% - из-за различных видов несовместимости сотрудников, в том числе и психологической; и оставшиеся 22% по другим причинам[12].
Различные авторы предлагают использование различных методик исследования коллектива. Обсуждаются проблемы конфликтов в контексте изучения социально – психологического климата. Чтобы определить уровень конфликтоустойчивости в коллективе, нужно проанализировать психологический климат в данном коллективе, а так же уровень сплоченности и уровень зрелости коллектива.
Объектом исследования является коллектив отдельно взятого структурного подразделения колледжа, состоящий из 14 человек (я являюсь одним из сотрудников данного учреждения). Организационная структура колледжа представлена в Приложении 2.
Я ставлю перед собой задачу:
1. Дать оценку психологическому климату коллектива [18].
2. Определить индекс групповой сплоченности Сишора [13, с.179-180].
3. Уровень зрелости коллектива. [10, с.227-230]
4. Определить предрасположенность к конфликтному поведению работников колледжа. [13, с.84]
1. «Экспресс-методика» по изучению психологического климата в коллективе.
Методику разработали О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии в Санкт - Петербурге.
Таблица. Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе.
|
Шкала А |
Баллы |
Шкала Б | |||||||
|
1. |
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Преобладает подавленное настроение. |
|
2. |
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Конфликтность в отношениях и антипатии. |
|
3. |
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Группировки конфликтуют между собой. |
|
4. |
Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Проявляют безразличие к более тесному общению, отрицательное отношение к совместной деятельности. |
|
5. |
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство. |
|
6. |
С уважением относятся к мнению друг друга. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Каждый считает свое мнение главным. |
|
7. |
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива. |
|
8. |
В трудные минуты для коллектива происходит единение «один за всех, и все за одного». |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, взаимные обвинения. |
|
9. |
Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
|
10. |
Коллектив активен, полон энергии. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Коллектив инертен и пассивен. |
|
11. |
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность. |
|
12. |
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах. |
|
13. |
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым. |
Основные
подходы к определению понятия "профессионально важные качества личности"
Деловые или профессиональные качества человека противопоставлены личным или личностным качествам. Традиционно считается, что профессиональные качества работника – это качества, отличающие его от представителей других профессий. Однако это устаревший взгляд на вещи. Прежде всего, профессиональные качества личности – это то, что выделяет ...
Темперамент.
Как на общительность человека влияет его темперамент? Может это он виноват в том, что некоторые люди испытывают трудности в общении? Темпераментом называется совокупность динамических особенностей психических процессов и поведения. О людях, которые по-разному - одни быстрее, другие медленнее реагируют на слова и действия других, говорят ...
Основные направления работы. Цели и задачи проведения обучающего
эксперимента
Исходя из данных, полученных во время проведения констатирующего эксперимента, была составлена и осуществлена на практике коррекционная спортивная программа обучающего эксперимента по формированию морально-волевых качеств подростков.
Цель обучающего эксперимента: формирование морально-волевых качеств подростков при занятиях физической ...








