Практическая часть
Страница 1

Методы исследования коллектива на примере одного из структурных подразделений государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский индустриальный колледж»

Способность строить конструктивные отношения в коллективе, эффективно решать спорные проблемы является важным показателем деятельности как руководителя, так и работников учреждения.

Известно, что в 45% случаев конфликтные ситуации происходят по вине руководителя, (несоответствие личности руководителя уровню зрелости коллектива или несоответствие отдельных работников в коллективе уровню зрелости всего коллектива); 33% - из-за различных видов несовместимости сотрудников, в том числе и психологической; и оставшиеся 22% по другим причинам[12].

Различные авторы предлагают использование различных методик исследования коллектива. Обсуждаются проблемы конфликтов в контексте изучения социально – психологического климата. Чтобы определить уровень конфликтоустойчивости в коллективе, нужно проанализировать психологический климат в данном коллективе, а так же уровень сплоченности и уровень зрелости коллектива.

Объектом исследования является коллектив отдельно взятого структурного подразделения колледжа, состоящий из 14 человек (я являюсь одним из сотрудников данного учреждения). Организационная структура колледжа представлена в Приложении 2.

Я ставлю перед собой задачу:

1. Дать оценку психологическому климату коллектива [18].

2. Определить индекс групповой сплоченности Сишора [13, с.179-180].

3. Уровень зрелости коллектива. [10, с.227-230]

4. Определить предрасположенность к конфликтному поведению работников колледжа. [13, с.84]

1. «Экспресс-методика» по изучению психологического климата в коллективе.

Методику разработали О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии в Санкт - Петербурге.

Таблица. Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе.

Шкала А

Баллы

Шкала Б

1.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Преобладает подавленное настроение.

2.

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Конфликтность в отношениях и антипатии.

3.

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Группировки конфликтуют между собой.

4.

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Проявляют безразличие к более тесному общению, отрицательное отношение к совместной деятельности.

5.

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

6.

С уважением относятся к мнению друг друга.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Каждый считает свое мнение главным.

7.

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.

8.

В трудные минуты для коллектива происходит единение «один за всех, и все за одного».

3

2

1

0

-1

-2

-3

В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, взаимные обвинения.

9.

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

3

2

1

0

-1

-2

-3

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

10.

Коллектив активен, полон энергии.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Коллектив инертен и пассивен.

11.

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

12.

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

13.

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.

3

2

1

0

-1

-2

-3

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Поведенческий подход.
Обосновывает лидерство с позиции поведения человека в зависимости от его личностных качеств. Концепция физических качеств. Объяснение лидерских качеств обладанием высокого роста, веса, физической силы и т.д. не подтвердилось. Наоборот, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы. ...

По одежке встречают
Во время собеседования с претендентом можно задавать любые незначимые вопросы в зависимости от ситуации. Одно из назначений такой беседы – отвлечь внимание кандидата от того, что менеджер рассматривает его. Внешний вид важен для оценки. По фасону, цвету и состоянию костюма многое можно сказать о социальном статусе, взглядах и чертах хар ...

Характеристика личности человека в норме и при криминальных отклонениях
Поговорим о понятиях нормотипа личности и нормы. Путем регулирования отношений и поведения людей в обществе достигается упорядоченность и организованность жизнедеятельности его членов. Этого всего можно достичь если: 1) Социальные нормы будут разнообразными 2) При условии сохранения ряда элементов общественного сознания, которые не и ...