Конфликт как механизм развития
Страница 1

Генетическая теория Ж. Пиаже основывается на представлении о существовании двух базовых процессов, обслуживающих адаптацию, и, следовательно, объясняющих развитие: ассимиляции и аккомодации. Их реципрокность оказывается по мнению Пиаже, механизмом, обеспечивающим устойчивость адаптационных процессов.

В рамках возрастной динамики нарушение равновесия ассимиляции и аккомодации вызывает эффекты развития интеллекта. Само по себе нарушение равновесия появляется из «натуральной» возрастной динамики. «Именно на базе символической функции «формирующего представления» становится возможной интериоризация действия в мысль». «Всякая новая аккомодация обусловливается существующими ассимиляциями».

Понятие конфликта опирается на представление о нем как о механизме развития форм уравновешивания. В исследованиях Ж. Пиаже можно выделить интер- и интрапсихическую формы конфликта. Внутренняя форма представляется в качестве базового механизма возрастной динамики интеллектуальных структур, – как нарушения равновесии и противоречивость ассимиляции и аккомодации с одной стороны и как внутренняя противоречивость самой аккомодации, с другой. Внешняя форма конфликта представляется в качестве механизма интериоризации размышления. Выделяя социальные факторы интеллектуального развития, Пиаже говорит, что»… общество не просто воздействует на индивида, но непрестанно трансформирует его структуру… Это позволяет сделать очевидный вывод, что социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка, содержания взаимодействия субъекта с объектами и правил, предписанных мышлению».

Это преодоление достигается путем инериоризации другой точки зрения на тот же предмет. Или, эту же мысль можно выразить в терминах конфликта: формальное мышление как способность становится через его конфликтную структуру, т.е. через интериоризацию внешне организованного спора. Благодаря этому мышление приобретает характер автономного, т.е. форму способности. И Пиаже, поэтому, полагает формальные операции конечной формой развития мышления, а коллективные логические нормы высшей формой правил мышления. Интересно отметить, что Пиаже фиксирует на определенном возрастном этапе невозможность такой явленности двух разных точек зрения одновременно – до известного

Ж. Пиаже не проводит принципиальных различий между закономерностями построения внутренних и внешних взаимодействии. «Координация действий индивидов подчиняется тем же законам, что и интраиндивидуальная координация. Это несправедливо по отношению к социальным процессам, включающим принуждение или авторитарность… но справедливо для ситуаций сотрудничества, являющегося на деле «сотрудничеством».

В рамках настоящего исследования нет необходимости углубляться в вопрос о типе развивающихся понятий, – житейских или научных, важно зафиксировать сам механизм развития интеллекта, отмечаемый Пиаже, и предпосылки его «работы», т.е. условия учения.

Организация живого мышления для Ж. Пиаже сообразуется с законами возможной композиции действий. Могут ли они сосуществовать друг с другом в одном месте? Если да, то как? «Способ, которому следует реальная мысль, состоит, напротив, не в рассуждении относительно одних определений, а в том, чтобы действовать и оперировать,… только выполняя действия, порождающие А и В, мы можем констатировать, совместимы они или нет… эти действия организуются согласно внутренним условиям связи между ними, и именно структура этой организации составляет реальное мышление».

В классификации способов построения спонтанной детской совместности Ж. Пиаже выделил три типа разговоров между детьми от четырех до семи лет: коллективный монолог, ссора и настоящий спор. При этом Пиаже отмечает, что разговор имеет место тогда, когда минимум три последовательных высказывания, произнесенных по меньшей мере двумя собеседниками, относятся к одному и тому же предмету.

Выводы, которые можно сделать из этих важных замечаний Пиаже, можно сформулировать следующим образом: 1) основа умения «рассуждать логично» лежит в отношениях «одновременной дифференциации и реципрокности, которые характеризуют координацию точек зрения», т.е. в отношениях дифференцированных и связанных между собой одновременно, различных точек зрения; 2) дифференцированность еgо и а1tег являются предпосылкой и основанием возможности установления таких отношений, т.е. отделенность Моего и Иного, Я и Ты, причем отделенность явленная Мне и Тебе.

Таким образом, вышесказанное позволяет выделить три понимания конфликта в работах Ж. Пиаже: конфликт как диагностическая ситуация, конфликт как диагностический и формирующий прием и конфликт как механизм развития, а также две формы его существования как механизма развития: внешнюю и внутреннюю.

Страницы: 1 2


Этапы реализации программы. День 1. “Баранья голова”
Цель упражнения: знакомство, установление неформального стиля общения. Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравитс ...

Зигмунд Фрейд
Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и процесс развития личности, есть пр ...

Особенности развития мышления
У детей с нарушениями слуха, которые овладевают словесной речью позже слышащих и на иной сенсорной основе, в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Мышление — это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действи ...