Представления о взаимодействии и функциях конфликта в психоанализе
Страница 1

Психология » Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте » Представления о взаимодействии и функциях конфликта в психоанализе

Психоанализ является одной из двух наиболее признанных психологических традиций, которая обсуждает конфликт как один из ключевых механизмов психического. В работе З. Фрейда конфликт представлен как ядерный механизм развития личности и образования характера. Структура личности остается неизменной при ее образовании на Эдиповой стадии и представляет из себя конфликтующую совокупность трех инстанций: Я, Оно и Сверх-Я. Необходимо отметить, что отношения между действиями, имеющими противоречивые основания и принадлежащими разным инстанциям заданы в психоанализе субординационно и линейно, т.е. на основе подавления одного из действий. Это принципиальная особенность конфликтного механизма, отмечаемого психоанализом:

«психоанализ утверждает, что психоневрозы базируются на невротическом конфликте. Конфликт ведет к обструкции разрядки инстинктивных побуждений, что кончается состоянием «будь я проклят».

Однако, это характерно только для такого конфликта, который является патогенным или невротическим. Конфликтное существование человека, начиная буквально с первых дней его жизни подчеркивается практически всеми представителями психоаналитического учения З. Фрейд, 1923; А. Адлер, 1930, Э. Эриксон, 1967; К. Хорни, 1939, Р. Гринсон, 1985; К.Г. Юнг, 1935), но не обязательно конфликты приводят к невротическим нарушениям, к невротическому конфликту. Наиболее отчетливо эту мысль выразил Э. Эриксон в периодизации детского развития и идее «доблестей» и «стагнации» как полярных результатах разрешения нормативных конфликтов возраста.

Психоаналитическое лечение исходит из предпосылки структурированности личности в отношении инстанций. Структура личности есть, как уже указывалось, такая совокупность инстанций Я, Оно и Сверх-Я при которой отношения между ними задаются субординационно и линейно. Это значит, что в конфликте всегда выигрывает Сверх-Я, проигрывает же – Оно. Однако Я в этом случае всегда расплачивается за победу новыми покушениями Оно, т.е. победа Сверх-Я никогда не может состоятся, точно так же, как и победа Оно. В этом антагонизме двух психических группировок и состоит душевная жизнь.

Для психоаналитических представлений характерно также то, что при структурном понимании психического они дают практическую возможность интерпретации, которая соединяет пациента, движимого мотивом страдания к интеграции когда-то отколовшейся части Я, и психоаналитика, апеллирующего к различным слоям душевной жизни.

Отношения между инстанциями душевной жизни в психоанализе заданы конфликтно. На этом основании они и различаются, взаимно ограничиваются.

В каждой конкретной ситуации анализу подвергаются конфликты с разным содержимым. Анализ обнаруживает содержимое когда-то случившегося межличностного конфликта, образовавшего конфликт внутренний.

Содержимые оказываются возрастно-закономерными и обобщаются в ключевые противоречия возраста.

При этом эмоциональные конфликты проявляются как реакция дезадаптации в отношении моральных норм или требований реальности, оцениваемых личностью как невыносимые.

Психоаналитическая терапия и образование детей основывается на предположении о меньшей оспособленности в разрешении такого типа конфликтов, чем у взрослых, на меньшей силе Я. Как указывает А. Фрейд, условием терапии ребенка является осознание им факта личностной дезадаптации. Как сказала маленькая пациентка А. Фрейд – «Во мне сидит черт».

Разрешение конфликта представляет собой интеграции отколовшихся элементов Я в общую структуру личности., это и оставляет экономическую основу душевной жизни: невротик относится к другому амбивалентно. Актуализация двух нереализуемых одновременно чувств составляет конфликтную ситуацию. Благодаря бессознательности механизма основания выбора объекта воспроизводятся в неизменном виде, обрастая лишь новыми привнесениями других объектов идентификаций.

Страницы: 1 2


Инфантильный тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) детей этого типа педагог должен вводить в коллектив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их положительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение - явление временное и скоро пройдет. Желательно на первое время прикреплять опекуна из детей с сензитивным социально-психологическим типом; б ...

Механизм становления самосознания и формирование самооценки
Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формирует ...

Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: а) игра по правилам или с правилами; б) коллективная, партнерская игра ...