Представления о взаимодействии и функциях конфликта в психоанализе
Страница 2

Психология » Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте » Представления о взаимодействии и функциях конфликта в психоанализе

Психоаналитический язык является языком истолкования душевной жизни ребенка, функцией которого является экстериоризация внутренних конфликтов, их оформление и разрешение. И если представления о ситуации учения-обучения в первом школьном возрасте игнорируют душевную жизнь, то это только потому, что внимание учителя специально для этого не организовано. И потом, «Никто не спрашивал себя каким путем и какими жертвами достигается подавление неудобных влечений».

В этом месте можно также привести идеи неопсихоанализа, трактующие личностный рост индивида как его адаптацию. «Примером динамической адаптации – пишет Э. Фромм – может послужить такая, когда ребенок подчиняется строгому, суровому отцу… Эта подавленная враждебность – хотя она никак не проявляется – становится динамическим фактором его характера. Она может усилить страх ребенка перед отцом и тем самым повести к еще большему подчинению; может вызвать беспредметный бунт – не против кого-либо конкретно, а против жизни вообще». Хотя напрямую к ситуации учения-обучения это вроде и не имеет отношения, но в условиях развития установок так называемой гуманной педагогики, педагогики сотрудничества мы очень сильно втягиваем в процесс обучения личность ребенка.

Педагоги специально технически интересуются его мнением и апеллируют к таким личностным диспозициям, которые традиционно относились к области компетенции психолога или воспитателя.

По замечаниям Э. Эриксона первый школьный возраст характеризуется полярностью чувств умения и неполноценности. А также тем, что на этой стадии развития ребенка возможна регрессия и обращение к эдиповой фазе, к тем привязанностям, которые специфичны для нее, т.е. мы вправе ожидать конфликта этих чувств в ситуации учения-обучения.

Таким образом, из анализа психоаналитически ориентированных концепций можно сделать следующие выводы, существенные для анализа понятия конфликта и понимания его функций:

1. Конфликт представляется как ядро и механизм развития личности и представлен как: внутренний, субординационный, порождающий человеческий характер.

2. Предметом конфликта в психоанализе является вытесненное, бессознательное, а материалом – внешние и аутоотношения.

3. Психоанализ не принимает искусственное происхождение конфликта, хотя, по определению искусственных систем терапевтическая практика психоанализа признает это. Для психоанализа конфликт – имманентный природе человека, т.е. естественный механизм.

4. Психоанализ разделяет тезис о двойной природе конфликта – продуктивной и деструктивной, т.е. конфликт в психоанализе есть механизм человеческого развития с одной стороны и механизм невротизации, с другой.

5. Психоанализ изучает главным образом внутренние конфликты.

6. Феноменально конфликт представлен в явлении сопротивления, которое может иметь чрезвычайно большое и разнообразное количество признаков и всякий раз для прояснения нуждается в истолковании.

7. Урегулирование конфликта происходит за счет подчинения требованиям социальных норм и реальности, т.е. разрешение происходит линейно, за счет подавления одного из «участников» – Оно.

Страницы: 1 2 


Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического развития дошкольников
Гиперактивные дети 1) Гиперактивные дети – это дети с «гиперкинетическим синдромом» (ГКС). Синдром гиперактивности не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания. 2) Причины нарушений. Впервые «гиперкинетическое поведение» было описано в США в 1940-е гг. у детей с постэ ...

Психология предварительного следствия: психология расследования преступлений, психология обвиняемого, потерпевшего, свидетеля
Как вам известно, предварительное следствие - это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Реконструкция события преступления совершается в результате целенаправленной деятельности следователя, которая имеет свою прог ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента. Исследование социально-психологического климата
Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования. Началом исследования послужила диагностика социально-психологического климата. Мы получили данные, которые наглядно изображены в диаграммах (рисунок 9 и 10), количественные же показатели представлены в Приложении 8. Рис. 9. Общие показатели развитости компоненто ...