Общее представление о воображении
Страница 1

Психология » Воссоздающее воображение детей 6-7 лет » Общее представление о воображении

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе любой творческой деятельности. Оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний.

ВООБРАЖЕНИЕ

[1]

– это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте.

Происходит отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

- агглютинация- соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

- гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

- заострение- подчеркивание каких-либо признаков;

- схематизация– сглаживание различий предметов и выделение сходства между ними;

- типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное. Пассивное характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным (создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь) и непреднамеренным (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне).

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение

[2]

- создание нового оригинального и синтез накопленных человеком знаний. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение [3]

- на основе воспринятой знаковой системы, словесной, числовой, графической и др. наполнение знаковой системы имеющимися знаниями человека (чтение художественной литературы). Имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

Возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Л.С. Выготский в своей книге отвечает на эти вопросы: «Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта»[4]

.

Для того чтобы понять психологический механизм воображения Выготский выделил четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.

Первая форма

заключается в том, что «всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».[5]

Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинации носят след сказочного, т.е. не отвечающего действительности, построения.

Второй формой

является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности, т.е. воображение создает из опыта новые комбинации. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.

Третья форма

связи проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Входя в сумерках в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека или разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями.

Страницы: 1 2


Теория базовых эмоций
Термин «базовые эмоции», который будет использовать­ся как синоним аналогичного термина «фундаментальные эмоции», также отличается многозначностью интерпретации. Если для родоначальников психоанализа 3. Фрейда и бихевиоризма Дж. Уотсона главной характеристикой «базовости» была врожденная, инстинктивная природа эмоции, то для М. Арнолд б ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительнос ...

Каков ваш стиль работы?
В мире бизнеса нужны всякие работники. Специалисты обычно делят людей на две группы согласно той степени власти, которой они обладают, — на руководителей и подчиненных. Существуют и другие способы классификации работников, позволяющие оценить их вклад в деятельность компании. Профессор Майкл Дж. Киртон в Хатфильдском политехническом инс ...