Общее представление о воображении
Страница 1

Психология » Воссоздающее воображение детей 6-7 лет » Общее представление о воображении

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе любой творческой деятельности. Оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний.

ВООБРАЖЕНИЕ

[1]

– это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте.

Происходит отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

- агглютинация- соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

- гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

- заострение- подчеркивание каких-либо признаков;

- схематизация– сглаживание различий предметов и выделение сходства между ними;

- типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное. Пассивное характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным (создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь) и непреднамеренным (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне).

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение

[2]

- создание нового оригинального и синтез накопленных человеком знаний. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение [3]

- на основе воспринятой знаковой системы, словесной, числовой, графической и др. наполнение знаковой системы имеющимися знаниями человека (чтение художественной литературы). Имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

Возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Л.С. Выготский в своей книге отвечает на эти вопросы: «Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта»[4]

.

Для того чтобы понять психологический механизм воображения Выготский выделил четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.

Первая форма

заключается в том, что «всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».[5]

Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинации носят след сказочного, т.е. не отвечающего действительности, построения.

Второй формой

является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности, т.е. воображение создает из опыта новые комбинации. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.

Третья форма

связи проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Входя в сумерках в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека или разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями.

Страницы: 1 2


Профилактика конфликтов в профессионально - зрелых коллективах
Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними[11]. Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер пр ...

Результаты проведенного эксперимента. Экспериментально-психологическое обследование младших школьников (выявление степени тревожности)
Исследование проводилось на базе 1 «Б» класса СШ №22 г. Павлодара. Нами было обследовано 20 детей младшего школьного возраста и их семьи. Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье и выявить причины детской школьной тревожности. Задачи: 1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, ...

Общая характеристика РДА
Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от ...