Группы риска. Социальная предрасположенность
Страница 1

Психология » Психологические основы и мотивы преступности » Группы риска. Социальная предрасположенность

Истоки преступного поведения, утверждают специалисты, находятся в семье, в сфере отношений ребенка с родителями. Мать — алкоголичка или проститутка, папаша — наркоман или рецидивист; неполные семьи — что для малыша может быть страшнее? Но, в конечном счете, судьбу его решает не запойная мать, не отец, изрисованный татуировками, а эмоциональное отношение родителей к ребенку, его принятие или отвержение. Даже в самых, казалось бы, пропащих семьях может вырасти хороший, честный человек, если ребенком его любили и принимали.

А это значит, что любой человек может быть не преступником. Именно это способно вселить оптимизм — знание того, что каждый имеет шанс не стать преступником. Иногда чрезвычайно трудно удержать его у гибельной черты. Но это все-таки уже второй вопрос, вопрос терпения и искусства. Главное — можно спасти каждого, всегда.

Ребенка нужно понять. По большому счету это единственное, что требуется от родителей и воспитателей и что немногим дается. Потому что понять ребенка — значит, прежде всего, разобраться в самом себе, признаться в собственных слабостях и пороках. Надо отважиться быть честным. И тогда станет предельно ясно: все преступные дети — это несчастные дети, нелюбимые дети, преданные дети.

Трудно в такое время уберечь ребенка от соблазна украсть, легко заработать кучу денег. Но тем более это необходимо. «Времена не выбирают. В них живут и умирают». Времена бывают разные, а задача у воспитателей всегда одна — научить дитя жить достойно. Группы риска — кто в них?

Возможность вырастить добропорядочного человека дается каждому. Родители, все, за редчайшим исключением, могут с надеждой и уверенностью смотреть на подрастающее дитя. Очень важно обладать этими сокровищами — надеждой и уверенностью. Страх и комплекс родительской неполноценности — плохие помощники, они сковывают душу и никак не способствуют успеху воспитания. Исследователи приходят к выводу, что преступника создает не матушка-природа, а социальная среда. Такой авторитет, как физиолог Иван Михайлович Сеченов, был убежден: психическое содержание деятельности человека на 999/1000 дается воспитанием и только на 1/1000 зависит от его индивидуальных особенностей.

К группе риска относятся и дети из неполных семей, которые живут либо с матерью, либо только с отцом. И будь отец или мать хоть образцом законопослушания и одновременно членом общества трезвости, для их детей перспектива попасть в преступную среду в 1,5 раза реальнее, чем для счастливчиков, живущих с обоими родителями.

Однако и ребята из вполне благополучных полных семей могут быть отнесены к группе риска, если они обладают специфическими чертами характера или такими особенностями психики, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут стать провокаторами беды.

Это дети, которые:

— не умеют сострадать другому человеку, неспособны поставить себя на его место;

— не умеют и, значит, не любят трудиться; осложненный вариант: если они к тому же имеют высокие претензии к уровню жизни. Такие личности предпочитают добиваться своих целей, обычно весьма примитивных, чужими руками; претендуют в преступных группировках на роль лидеров;

— трусливы и несамостоятельны, не обладают чувством собственного достоинства, эти — легкая добыча лидеров;

Страницы: 1 2


Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда
С развитием производства и общества изменяются и представления предпринимателей и ученых о человеке-деятеле в трудовых процессах, в частности, и социальном управлении активностью человека в целом. Социальные стереотипы менеджмента, характерные для разных стадий развития общества, одним из первых выделил Д. Мак-Грегор (теории «X» и «К») ...

Организация и методы исследования. Этапы экспериментальной работы
Исследование включало все основные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 78—85.]. 1) Первичная постановка проблемы: - определение темы, цели и задач; - выбор предмета, объекта и метода исследования; - постановка психологической гипотезы. ...

Удовлетворение потребностей
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей. В ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выбора деятельности (то есть человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вред другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получ ...