Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект. История изучения
Страница 1

Внимание и деятельность » Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект. История изучения

В психологии различают внимание непроизвольное, произвольное и после - произвольную. Все разновидности внимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один. Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредсказуемо по условиям деятельности или отдыха, на досуге, под влиянием разнообразных раздражителей, действующих на тот или иной анализатор организма. Непроизвольное внимание присуща и человеку, и животным, хотя ее возникновения у человека качественно отличается от такого внимания у животных.

В отличие от животных человек может овладевать собственной самопроизвольно вниманием, предмет самопроизвольно сосредоточение может стать предметом сознательного сосредоточения. Физиологическим основой самопроизвольно внимания является безусловно-рефлекторная ориентирующих деятельность. Нейрофизиологическое ее механизмом является возбуждение, которые поступают в коры из подкорковых участков больших полушарий головного мозга.

Непроизвольное внимание возникает тогда, когда сила посторонних раздражителей превышает силу осознано действующих возбуждений, когда субдоминантных возбуждения при определенных условиях, при определенных обстоятельствах становятся более интенсивными по сравнению с теми, которые доминируют в данный момент. Збуджувачамы самопроизвольно внимания могут быть не только внешние объекты, обстоятельства, а и внутренние потребности, эмоциональные состояния, стремление - все, что с какого поводу волнует человека. Чаще всего это случается тогда, когда человек утомленные, за неблагоприятных условий труда (жарко, холодно, несвежесть воздуха в помещении) или когда деятельность, которой человек занимается, ее не интересует, не требует интенсивной умственной активности.

Непроизвольное внимание является кратковременной, но при определенных условиях в зависимости от силы посторонних раздражителей, действующих на человека, она может возникать довольно часто, мешая ведущей деятельности.

Произвольное внимание - это сознательно направленное сосредоточения личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Основным компонентом произвольного внимания является воля. Силой воли человек способен мобилизовать и сконцентрировать свое сознание на необходимом деятельности достаточно длительное время.

Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность бороться со сторонними отвлечения.

Физиологическим основой произвольного внимания является условно-рефлекторная деятельность, способность тормозить ненужные движения и действия. Положительная индукция нервных процессов - одна из основных физиологических устоев произвольного внимания. Следовательно, можно утверждать, что одним из основных Нейрофизиологическое механизмов произвольного внимания является человек участки коры больших полушарий головного мозга, исследователи функций головного мозга считают механизмом умственной психической деятельности, а следовательно, и произвольного внимания.

В произвольной вниманию ведущим является выбор объекта сосредоточения, средств действий, сопровождается борьбой мотивов. Осознание процесса действий, каждого его этапа - главное, что вызывает сосредоточение на каждом этапе деятельности и готовит к сосредоточенности на следующем ее этапе. Этот динамичный сторону произвольного внимания требует умения распределение - ты внимание между всей деятельностью - от начала до завершения и между отдельными ее этапами.

Основными возбудителями произвольного внимания является осознанные потребности и обязанности, интересы человека, цели и средства деятельности. Что цели и более сложные условия и способы ее достижения, то меньше привлекает человека сама деятельность и требует большего напряжения сознания и воли, а следовательно, и произвольного внимания. Такая деятельность (а именно такой является учебная и трудовая деятельность) требует надлежащего ее поддержания и управления.

Страницы: 1 2 3 4 5


Этнические экспектации и нормативное поведение
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об "объективной властности этнических норм", т.е. о том, насколько нормы обусловливают социальное поведение "человека этнического", независимо от каких бы то ни было типов "конвенций" или "авторитетно ...

Выводы
В данной главе мы провели эмпирические исследования на основе двух методик: методика диагностики направленности личности в общении и методики диагностики межличностного общения в группе. Результаты исследования показывают как меняется направленность личности с течением обучения в ВУЗе. На первом и втором курсе студенты ориентированы н ...

Алкогольные мифы
Может быть незнание детьми и подростками свойств алкоголя нельзя признать одной из главных причин потребления ими спиртных напитков, но и отрицать вред такого незнания не приходится. О полном отсутствии у значительной части молодёжи элементарных сведений о свойствах алкоголя свидетельствуют данные опроса учащихся техникумов, проведённог ...