Психологическая характеристика процес­суального этапа педагогической деятельности
Страница 1

Психология » Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка » Психологическая характеристика процес­суального этапа педагогической деятельности

Процессуальный этап предполагает организацию и управление педагогическим процессом, который требует от педагога установления дисциплины и рабочей обстановки на занятиях. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учителя с учащимися. Актуальная информация mes5324a коммутатор тут.

На этапе осуществления педагогического процесса педагогу приходится значительную часть времени тратить на организаторскую деятельность.

Организаторская деятельность является одновременно реализацией па практике модели урока, которую построил педагог. В деятельности учителя каждое педагогическое действие носит организаторский характер. Однако качество проектировочной и собственно организаторской деятельности может не совпадать. Организаторская деятельность имеет три аспекта:

1) организация своего положения (рассказ, беседа, лекция);

2) организация своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности);

3) организация деятельности детей (коллективной, групповой и индивидуальной), их действий и поступков в такой системе и последовательности, которая позволила бы учителю осуществить ближайшие и конечные цели своей деятельности.1 Успех организаторской деятельности зависти от того, как учитель умеет сочетать стратегии обучения интерио-ризации и экстериоризации.

Стратегия интериоризации предполагает перенос из внешнего во внутренний план формируемых навыков, умений, знаний.

Стратегия экстериоризации предполагает обратный процесс по переносу психического содержания изнутри вовне. Процесс экстериоризации всегда связан с ситуацией коммуникации, когда необходимо раскрытие свернутой мысли, структурирование ее для того, чтобы мысль была понята другим. Таким образом, мысль становится не только механизмом развития, но и началом мышления. Мышление возникает в коммуникации и в своем виде имитирует структуру коммуникации (диалогизм мышления).

Процесс обучения состоит в организации педагогом последовательных циклов интериоризации и экстериоризации через коммуникативную деятельность.

Для осуществления организаторской деятельности педагогу необходимы определенное психологическое развитие и психолого-педагогическая подготовка, где организаторские, артистические и экспрессивные способности играют решающую роль. Особое место в организаторской деятельности учителя занимают психологические качества такие, как хорошее распределение внимания, смысловая память, гибкое творческое мышление, среди волевых качеств выдержка и самообладание, управление собой и настроением. В то же время немаловажную роль играют и сформированные у учителя организаторские умения, среди которых А.К. Маркова выделяет следующие: умение удерживать устойчивую позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; умение реализовать свои организаторские способности в управлении педагогической деятельностью; умение управлять своими эмоциональными состояниями, приводя их в конструктивный, а не разрушительный характер; умение воспринимать свои позитивные возможности и возможности учащихся, этим самым способствуя регулированию их психических состояний.

На этапе осуществления педагогической деятельности значительное место уделяется коммуникативной деятельности учителя, без которой невоз­можна передача знаний от педагога к ученику.

Коммуникативная деятельность предполагает сотрудничество учителя и учащихся. Успех педагогической деятельности во многом зависит от того, как сложатся взаимоотношения между ними.

Во взаимоотношениях учащихся и целых коллективов с учителем, как правило, образуется стереотип. В зависимости от того, какой это стереотип - положительный или отрицательный, - учащиеся воспринимают или только положительную, или только отрицательную сторону в личности учителя, в его требованиях к себе. Этот стереотип отношений носит динамический характер. Смена стереотипа в ту, или другую сторону не происходит плавно - нужно какое-то событие, перерыв в отношениях, случай и т.п. По­ложительный стереотип отношения сменяется отрицательным легче, чем, наоборот, отрицательный положительным. Учителя не всегда развивают отношения с учащимися в положительном направлении. Чаще всего причиной является то, что нередко учащиеся "вырастают" из требований учителя, а учитель продолжает видеть в учащихся детей, которых нужно опекать, добиваться только послушания, не предоставляет им самостоятельности.1

Страницы: 1 2 3


Виды психологических игр
Психологические игры являются одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных форм структурирования времени: деятельность -ритуал -игра -времяпрепровождение -отдых -искренние отношения. [11, с.95]. Общую схему психологического содержания игры можно пред ...

Лидер в коллективе.
Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. З. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к ...

Социальные нормы
- это требования, которые обусловлены общественным бытием; они предъявляются обществом (таким как коллектив, класс или группа) к поведению отдельной личности в ее отношениях с классом, коллективом, какой- либо общностью. Они ориентируют в определенной ситуации или социального поведения отдельной личности. Социальные нормы контролируют и ...