Экспериментальное исследование конфликтного аспекта и содержания конфликтов ситуаций учения-обучения в младшем школьном возрасте. Экспериментальная модель конфликта в ситуации учения-обучения
Страница 1

Психология » Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте » Экспериментальное исследование конфликтного аспекта и содержания конфликтов ситуаций учения-обучения в младшем школьном возрасте. Экспериментальная модель конфликта в ситуации учения-обучения

Цель предварительных исследований состояла в определении и создании экспериментальных условий конфликта, которые соответствуют возникновению ситуации учения-обучения, т.е. возникновению субъектного вопроса к материалу и необходимости строить коммуникацию. Необходимо было выделить такие особенности и требования к экспериментальной ситуации и экпериментальному материалу, которые бы соответствовали конфликтным представлениям.

В педагогической психологии и психологии мышления является известным тот факт, что основной характеристикой учебно-предметного и задачного материала является его разрывность или несоответствие между целями и условиями задачи. Также достаточно очевидным является тот факт, что решение задачи как психологический процесс обязательно сопровождается феноменом озадаченности, проявляющемся в остановке деятельности, увеличении процента эгоцентрической речи, «зацикливанием» и т.п. и субъективном аспекте характеризуется трудностью поиска решения. Поэтому, с одной стороны необходимо было создать экспериментальную ситуацию, которая вызывала бы трудность в разрешении содержательного требования и, с другой стороны, вызывала необходимость кооперативного решения, и, следовательно, порождала коммуникацию испытуемых.

В связи со сформулированной целью предварительного экспериментирования и необходимостью создания условий для возникновения конфликта были поставлены следующие задачи:

1. Определение материала, провоцирующего конфликт на ясном предметном противоречии, доступном для понимания детьми.

2. Определение экспериментальных условий, необходимых для инициирования конфликта и обеспечивающих разрешение или выход из конфликтной ситуации.

3. Определение содержания и симптоматики возникающих конфликтов. Необходимость решения данных задач состояла в неявленности конфликтной структуры ситуации учения-обучения. Что с чем сталкивается и каков характер, симптоматика и предмет этого столкновения?

Требования к содержательному материалу.

а) Материал должен содержать в себе разрывность, неустраняемую одноактово, немедленно имеющимся у ребенка ресурсом.

б) Материал должен быть доступным и узнаваемым. Это нужно для осуществления ребенком первого шага в решении задачи.

Требования к экспериментальным условиям инициирования конфликта.

а) рабочий процесс, т.е. должны быть выполнены некоторые действия и существовать представление об их результативности – актуальной или будущей;

б) отношение собственности к выполненной и выполняемой работе и ее ценность;

в) состояние озадаченности или наличие представления о незавершенности работы и желательности и возможности завершения;

г) желание достижения результата или явное предпочтение продолжения работы, а не ее отвергание.

Реализация этих условий, как показано ниже может осуществляться за счет трех групп средств, соответствующих поставленной цели. Такими группами являются: «инициация», «проблематизация» и «разрешение».

Инициация. Группа средств, объединяющая в себе особенности материала – его разрывность и субъективную доступность с одной стороны, и, с другой, – действия экспериментатора, заключающиеся в создании возможности успешно проделать первые шаги в решении задачи с их позитивной интерпретацией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Преимущества используемого метода
Оправданно актуальный поиск нового метода исследования привёл к разработке метода исследования комбинированного влияния наследственности и среды, опирающегося на анализ изменений в распределениях фенотипа в популяции. Полученные модели позволили оценивать динамику не только дисперсий, но и средних значений рассматриваемых величин как не ...

Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника
Один из основателей системы физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что "Игра дает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания". Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное место ...

Психология следственных действий: психология допроса (коммуникативный контакт, приемы правомерного психологического воздействия, основные стадии, психологический анализ результатов)
Все следственные действия, как известно, являются нормативно обусловленными, владение ими обязательно для соответствующих специалистов правоохранительных органов. На деле профессиональные юридические действия выполняются, все знают, что надо делать, но результат получается разный. Причина в том, что один специалист ограничивается нормат ...